Почему десятиклассникам приходится напоминать, как вести себя на уроках

Урок впрок

«Учителя жалуются на плохое поведение ребят на уроках. Пожалуйста, побеседуйте дома и объясните, как нужно вести себя ученику 10–го класса». Получив это сообщение по вайберу в нашу группу от классного руководителя, я поняла, что дно пробито и писать о нравах современной школы, увы, опять придется. Потому что только нечто экстраординарное могло заставить педагога, отличающегося олимпийским спокойствием, обращаться к нам, родителям предвыпускного класса, как к родителям несмышленых дошколят. Что объяснить–то требовалось? Неужто азбуку? Что на уроке надо вести себя тихо и спокойно, не разговаривать и не отвлекаться, выполнять все, что говорит учитель, не перебивать и не кричать с места? Самой смешно, но это, к общему позору нашему, действительно так.


Все дело в том, что 10 «А» в полном составе довел учительницу по химии. Тоже опытную, мудрую, горящую своим предметом. В течение 10 минут она не могла добиться на уроке хотя бы относительной тишины. Класс гудел как улей. Как столовая в обеденный перерыв. Болтал, хихикал, переругивался, обменивался гаджетами — и ноль внимания, что там кто–то что–то пытается объяснить у доски. «И что ты удивляешься? — саркастически заметила вечером дочка. — Мы же приходим в школу общаться!» Да уж, общались взахлеб. Учительница сначала увещевала, потом призывала, затем стыдила, от безысходности перешла на повышенный тон, и тут ее голос предательски дрогнул. Нет, она не заплакала, но вид был такой, на грани, что класс сразу отрезвел и присмирел. «А что? А мы ничего... Мы больше не будем» — хорошо хоть вспомнили классическую ясельную отговорку. Но урок уже был безнадежно испорчен. Конечно, никто не извинился и теперь не признает, что у самого рыльце в пушку. Кивают друг на друга. Это, мол, Петя с Васей трепались через проход, Леша хохотал, Катя снимала видео, Настя травила байки, а я просто в наушниках сидел. Детский сад, вторая группа...

Теперь родители выдвигают объяснения. Мол, класс большой, 30 человек, слитый из двух, да еще из других школ ребята добавились — ищут правила сосуществования, зарабатывают у сверстников авторитет. Дескать, это издержки начала второй четверти. Еще и тайные заводилы плохо влияют. Ну и вообще, кому нужна эта органическая химия? А я в ситуации вижу смутный плюс — мы со своими великовозрастными детками лишний раз поговорили и хотя бы в общих чертах представили эту картину маслом. Уже что–то. Уже не пребываем в уверенности, будто они, паиньки, целеустремленно борются за достойный средний балл. К сожалению, у них по–прежнему в голове ветер гуляет и до первого взрослого выбора — профессионального пути — еще ох как далеко. Его большинство откладывает до 11–го класса, считая десятый передышкой. А зря. За все потом придется платить втридорога: за пробелы в знаниях, невнимание на уроках, неуважение к учителям, потакание слабостям. Родители, нанимавшие репетитора хотя бы по одному предмету, прекрасно это знают.

Сцена, разыгравшаяся на уроке химии, напомнила мне другую, киношную. Из недавней ленты «Училка» с Ириной Купченко в главной роли. Все повторяется: ученики, которым предмет до лампочки; шум, гам, ор — и посреди этого кошмара загнанный учитель. Только там ему приходится брать класс на прицел, ломать себя как педагога и слов не подбирать, чтобы достучаться до каждого. Это дает эффект: в конце все дружно у костра распевают песни. Но так только в кино получается. В жизни все и сложнее, и проще одновременно. Мамам и папам придется мысленно поставить себя на место учителя по химии, а детям своим — индивидуально вправлять мозги. Ведь мы им добра желаем.

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter