Кому был нужен ажиотаж вокруг не начавшейся стройки в Поколюбичах

Урок памяти. Несколько оценок

Почитаешь некоторые интернет-ресурсы, и может показаться, что в агрогородке Поколюбичи под Гомелем творится что-то невообразимое. А все из-за еще не начавшегося строительства аптеки. Под нее оказался выделен участок рядом с воинским захоронением. Сельчане встревожились: начали собирать подписи и писать обращения. Сетевые ресурсы не замедлили взорваться шокирующими и провокационными заголовками. Дескать, памятник вот-вот снесут и стройку начнут на костях. Реальный сценарий или кощунственный бред? Едем разбираться...


Памятник в Поколюбичах - композиция из нескольких скульптур, гранита и мраморных плит с сотнями фамилий. Здесь захоронено около 680 красноармейцев, погибших при освобождении деревни. Еще 300 увековеченных имен - жители деревни, не вернувшиеся с фронта.

На момент нашего приезда идет реставрация - строители укладывают мемориальные плиты. Место, вокруг которого разгорелся спор, сразу за памятником. Это - полянка, на которой рядками высажены молодые деревца. Местные посадили их прошлой осенью в преддверии дня освобождения Гомеля. Всего 75 - по количеству прошедших лет. Правда, потом часть из них пришлось выкопать. Сейчас здесь колышки с веревками - разметка под стройплощадку.


Один из активистов - депутат сельского и районного Советов Виктор Такунов - рассказывает, с чего и как все началось:

- Нам говорили, что аптека будет за памятником. Но кто мог подумать, что в пяти метрах от него? Поэтому сперва особого значения не придавали. А потом пришли геодезисты и стали вбивать колышки. Тогда все стало ясно - люди, конечно, воспротивились.

Из нескольких источников узнаем предысторию. Еще в 2017 году местный житель Вячеслав Морозов обратился в райисполком с заявлением о предоставлении участка под строительство аптеки. Вопрос об этом объекте не раз поднимали сами жители. После того как была подготовлена документация, комиссия утвердила акт выбора места размещения участка. Несмотря на то что Морозов являлся единственным претендентом, право аренды было продано через аукцион. Так требует закон.

Вот только комиссия упустила существенный нюанс, который и породил весь сыр-бор. Мемориал - объект историко-культурной ценности, имеющий охранную зону. Но ни в одном из документов нет четкого указания его границ. Решили, что достаточно отступить от памятника пять метров.

Как же так вышло? Сегодня отвечать на неудобные вопросы и выдерживать шквал критики (местами - откровенно хамской) приходится председателю Гомельского райисполкома Елене Алексиной. Отмечу, эту должность она заняла в сентябре 2018-го. То есть через полгода после решения о выделении участка. До этого работала в другом районе. Сама Алексина, впрочем, на это не ссылается. Спокойно говорит о том, что делается для нормализации ситуации ныне:

- Конечно, рассматривая вопрос, комиссия должна была заняться установлением границ охранной зоны. И только потом решать, хватит ли места для строительства аптеки. Была допущена ошибка, которую сейчас необходимо исправить. Мы уведомили об этом обладателя права аренды и запретили начинать строительство, встретились с местными жителями и все разъяснили.


В компетенции районных властей установить границы охранной зоны, четко определив при этом их направление. К слову, по этому поводу есть несколько версий. По одной из них, захоронение может тянуться в направлении, противоположном участку. Чтобы выяснить точно, райисполком обратился в 52-й поисковый батальон Минобороны. Однако, как оказалось, его военнослужащие ведут раскопки только на впервые выявленных, неучтенных ранее захоронениях. Мемориал в Поколюбичах к таким не относится. Да и сами жители высказались против.

Вячеслав Морозов, который хочет построить аптеку, на роль циничного злодея тоже не подходит:

- С самого начала я присматривал разные варианты. Но где-то проходят коммуникации, где-то еще какие-то ограничения. Этот участок площадью 0,029 га за памятником одобрили. Мне он тоже понравился: расположен удобно, есть подъезд. Когда пошли слухи, будто аптеку будут строить чуть ли не на месте мемориала, были и косые взгляды, и недовольство. Люди подходили, спрашивали. Объяснял, как мог, что и сам не хочу строить на костях погибших воинов. В свете сложившейся ситуации готов рассмотреть другой, равноценный по характеристикам участок. Надеюсь, в этот раз все будет без ошибок и четко прописано в официальных документах.

Местные утверждают: никто не выступает ни против земляка, ни против аптеки, которая действительно нужна. Но только не здесь. Многие вспоминают рассказы старожилов о страшных боях в 1943-м. После них тела красноармейцев везли со всей округи. Типичная братская могила, которых тысячи, превратилась в мемориал тоже стараниями местных. Один из них - пенсионер Феликс Шерман, когда-то работавший заместителем председателя местного колхоза:

- Я приехал сюда в 1965-м. Памятник уже был. Но на табличке значилось всего три фамилии. В 1967-м приехал мужчина, у которого здесь погибли отец и два дяди. Сам он оказался журналистом, имел доступ к архиву Минобороны, где и нашел сведения. Мы попросили прислать их и нам. Вскоре получили фотокопии похоронных книг, начали составлять список. Сразу в нем было 511 фамилий, которые и высекли на плитах. Потом школьники вели поисковую работу - писали письма, искали родственников. Люди отзывались, приезжали. Были и те, чьих фамилий мы не знали, но у родных имелись документы из военкоматов. Список постепенно рос. Позже наладили связь с одним колхозом в Житомирской области. У них был свой гранитный карьер. Стали обмениваться: мы им комбикорм, они нам - гранит. Соорудили постаменты, столбики ограждения. Материал долговечный, надежный, а остальное все сами делали.

Феликс Шерман.

Что и говорить, место для жителей Поколюбичей святое. Поэтому и реакция на возможную стройку была такой острой. Хотя сегодня активисты признаются - спекуляций на эту тему они не ожидали. Пытаюсь выяснить природу слухов о сносе памятника. Депутат Виктор Такунов недоумевает:

- Да вы что? Про такое здесь точно не говорили. А писать-то могут что угодно. Нам уже даже из Москвы журналисты звонили. Если честно, мы всей этой шумихи не хотели. Собирались решать без скандала. Так бы и было... Понятно ведь, что все это не чей-то злой умысел, а в большей степени недоразумение.

В том же ключе высказывается и Феликс Шерман:

- Только не пишите предвзято. А то такое раздувают - мы сами поражаемся. Любой факт ведь можно по-разному подать. Не надо этих провокаций. Нужно исправить ошибку и не усугублять некрасивую ситуацию.


С некрасивостью ситуации не поспоришь. Очевидный ляп местные власти признали. Ошибка будет исправлена, и выводы о том, как избежать подобного в будущем, тоже сделают. Надо полагать - не только в Гомельском районе. При необходимости свое слово скажет суд, куда вправе обратиться Вячеслав Морозов за компенсацией понесенных затрат.

Но эта часть истории отнюдь не интересна тем, кто привык нагнетать страсти, трубить об "очередном беспределе" и уничтожении историко-культурных ценностей. Такими комментаторами любой финал будет интерпретирован под фирменным соусом, с приправой политического окраса. Какой бы низостью это ни было. И по отношению к тем, кто, освобождая деревушку под Гомелем, навсегда остался в ее земле. И к тем, кто живет на ней сегодня.

…Когда мы с фотокорреспондентом уезжали из Поколюбичей, здесь шли приготовления к важному мероприятию. Место - именно этот мемориал. Время - 22 июня в четыре утра. Почему так рано, жителям объяснять не надо. С исторической памятью у них все в порядке - они это доказали.

prolesk@sb.by

P.S. Когда готовился материал, стало известно о проведении внеочередной сессии Гомельского районного Совета депутатов. На ней решение райисполкома о выделении участка в охранной зоне памятника в Поколюбичах было отменено.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter