Урок мужества

Учить надо не только читать и писать, но и чувствовать, думать, помнить

Полтора года жили ученики воспоминаниями от урока по пьесе Н.Островского “Гроза”, когда учительница Ирина Васильевна Брацук предложила им высказаться от имени литературных героев — не словами автора, а так, как чувствуют они сами. Этот урок истории, который прошел в вилейской школе N 3, тоже был необычным. Его назвали уроком мужества. И прошел он на школьном дворе. Мария Павловна Кевлич теперь пенсионерка. Но со школой не расстается — работает в школьной библиотеке. И удивительным образом помнит всех своих учеников. Славе Сосонко, у которого Мария Павловна семь лет была классным руководителем, сейчас исполнилось бы двадцать восемь. Было бы... Исполнилось бы... Но пять лет назад его не стало. Он ушел из жизни, не успев создать семью, построить дом, посадить сад. Но за свои двадцать три года он успел много больше — он спас добро и жизнь жителям целой деревни ценой своей молодой жизни. Мог ли он поступить иначе? Конечно, мог, отступив в бессилии перед бушующей стихией огня. — Не мог, — уверяет пятиклассников и девятиклассников Мария Павловна Кевлич. — Потому что такой он был всегда, Слава. Не прятался за спины товарищей, не перекладывал на других ответственность. Теперь на стене школы, которую он окончил, — мемориальная доска. Строгий черный мрамор — боль и скорбь одновременно. А еще память. Мемориальная доска на здании школы, где учился спасатель-пожарный, появилась недавно, в пятую годовщину со дня смерти Вячеслава Сосонко. Но доска — предмет неодушевленный. Можно пройти мимо, не взглянув и не задумавшись. А можно поступить по-другому. Когда бойцы райотдела по чрезвычайным ситуациям предложили увековечить память своего товарища, в школе объявили конкурс на лучший эскиз мемориальной доски. Способных юных художников в третьей немало. Целая стена в рекреации увешана их наградами — дипломами победителей за успешное участие во многих областных и республиканских творческих конкурсах. Подготовить лучший эскиз взялись два десятка юных дарований. Но разве можно передать в мемориале то, что не прочувствовал и не понял сам? Вот это, считает директор школы N 3 Николай Николаевич Гиро, и было самым главным в конкурсе — понять, прочувствовать сердцем истоки мужества. Грамоту от городского комитета БРСМ и подарок от райотдела МЧС победителю Сергею Ярошонку вручали здесь же, на уроке мужества. Память — она ведь не только в строгом граните и скупых строках мемориальной доски. Она — в уважении к живущим. Мама Вячеслава Татьяна Петровна, которую тоже пригласили на урок мужества, вниманием бывших коллег сына и школьников не обижена — приходят, интересуются, какая помощь нужна, поздравляют с праздниками. Но боль потери не утихает. Заместитель директора Инна Крышковская объявляет скорбную минуту молчания, и ученики затихают, словно примеряя на себя нелегкое бремя громкого слова “подвиг”. Да, именно подвигом назвал поступок пожарного заместитель начальника райотдела по чрезвычайным ситуациям Александр Лялихов. Не надо нам стыдиться громких слов, если в жизни есть место громким делам, достойным памяти. Звонок с урока прозвенел в эти минуты оглушительно громко. Но урок мужества не закончился. Он будет притягивать взгляд робкого первоклашки и уверенного в себе выпускника ярким багрянцем роз, что легли у мемориальной доски. Он поможет юноше, вступающему в жизнь, понять, что и в наш прагматичный век, в суете и сутолоке, всегда найдется место для мужества, выбора. Место для подвига.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter