Урок милосердия, или 45 минут с протянутой рукой

Перед началом "акции" неделю не брился - ну что это за нищий с гладко выбритыми щеками? Когда щетина достигла уже приличных размеров и знакомые при встрече стали сначала шарахаться в сторону и лишь потом участливо спрашивать, что со мной случилось, понял: моя внешность дошла до кондиции - пора переходить ко второй фазе "операции".
Перед началом "акции" неделю не брился - ну что это за нищий с гладко выбритыми щеками? Когда щетина достигла уже приличных размеров и знакомые при встрече стали сначала шарахаться в сторону и лишь потом участливо спрашивать, что со мной случилось, понял: моя внешность дошла до кондиции - пора переходить ко второй фазе "операции". Правда, едва не столкнулся с проблемой: нужно было найти какое-то тряпье, чтобы иметь соответствующий "имидж". Вспомнил, что в моем гараже работали строители и оставили там свою спецодежду. Подошло в самый раз - после того как рваные брюки и куртку повозил по земле.

Переодеваюсь и... мои коллеги меня разочаровывают: "больше похож... на строителя", чем на бомжа. Приходится еще больше вывозиться в грязи. Да еще прихватить с собой картонную коробку от обуви, к которой приделал табличку с надписью "Памагити!" Золотое обручальное кольцо прячу под перчатку не первой свежести. Прикуриваю и сразу тушу несколько сигарет - не доставать же из кармана пачку, если вдруг захочется подымить. А так со стороны будет казаться, будто курю найденные на тротуаре "бычки". Последний раз оглядываю себя в зеркало - вроде готов. Поглубже на глаза натягиваю шапку и выхожу на улицу.

Откровенно говоря, не думал, что так тяжело будет дойти до намеченной "точки". Прохожие разве что голову через плечо не выворачивали посмотреть, что за чудо такое передвигается. Но чересчур явной реакции на мое появление замечено не было. Для чистоты эксперимента решил пройти сквозь толпу. Сразу же молодая и весьма прилично одетая женщина со словами "Не смотри на него" (с ноткой истерики в голосе) за руку выдернула с моего пути своего маленького сынишку. Остальные прохожие предпочли молча уступить мне дорогу.

Местом "дислокации" выбрал для себя универмаг "Центральный" - самый крупный могилевский магазин. Здесь всегда много народа и у нищих есть возможность заработать. Издалека вижу, что у витрин универмага, где обычно стоят попрошайки, никого нет - лишь какая-то женщина торгует картинами да изделиями из янтаря. Располагаюсь неподалеку. Больше смотрю в землю, нежели в лица людей - не столько стыжусь своего вида (на работе нахожусь как-никак!), сколько боюсь, что появится кто-нибудь из знакомых и узнает меня. Придется объяснять, что к чему, - на эксперименте можно будет ставить крест.

Первое время внимания к себе не ощущаю. Но вот какой-то парень со смехом показал своему приятелю на орфографические ошибки, сделанные на моем "объявлении". Второй подросток с ехидной ухмылкой советует мне сначала грамоте научиться, а потом уж милостыню просить. Мол, "не сможешь деньги посчитать, даже если кто подаст". Я не отвечаю - смотрю в асфальт и молчу.

Подходит какая-то бабуля, долго топчется около меня. Не могу понять, чего она хочет. Наконец пожилая женщина наклоняется, чтобы увидеть мое лицо. Увидев мой взгляд, со словами "слава Богу, живой" крестится. А мне становится чуточку теплее на душе: кому-то тот человек, которого пытаюсь изобразить, не безразличен - вне зависимости от внешнего вида.

А вот наконец появляется "конкурент" - неподалеку от меня пристраивается настоящий нищий. Все, думаю, вот момент истины - или бомж сейчас "наедет" на меня, чтобы я уходил с его насиженного места, или попросту увидит чужака, пытающегося втереться в его "сословие". Но... ничего не происходит - дед никак на меня не реагирует. Лишь устраивается поудобнее. Народ же будто чувствует, что в данном случае ему не пытаются всучить "подделку" и начинает активно подавать мужику. Моя коробка пуста, а он все собирает и собирает купюры. Сам сижу и не знаю, что делать. Неожиданно приходит помощь - откуда не ждал. К моему "сопернику" подходит торгующая картинами женщина и... начинает прогонять его. Мол, иди отсюда, не мешай человеку (мне то есть. - П.М.), он первый пришел - может, что и соберет. Нищий поначалу пытается огрызаться, но потом все-таки уходит. При этом бормочет что-то себе под нос. В его словах мне слышатся угрозы вроде "сейчас своих приведу". Потому и предпочитаю ретироваться от греха подальше. Вместо запланированного часа просидел с протянутой рукой 45 минут. Так что, можно сказать, получил урок нищенства...

На следующий день я все-таки решил познакомиться со своим недавним "конкурентом". Оказалось, зовут его Леонид. Могилевчанин, живет один в малосемейке. Правда, квартира последнее время пустует - Леонид обитает у знакомых, неподалеку от универмага. Большую часть своей 54-летней жизни он проработал строителем в одном из стройтрестов Могилева. Но был уволен по сокращению кадров. Официальному устройству на другую работу помешала утеря абсолютно всех документов - до недавнего времени ездил по шабашкам. Но стала резко развиваться катаракта обоих глаз: из-за болезни о работе пришлось забыть. А еще с полгода назад сломал бедро. Кость срослась неудачно - нужна операция. Говорит, что последние три месяца вынужден просить милостыню - нет у него близких, которые могли бы помочь. Зарабатывает, конечно, не так уж и много - но, по словам Леонида, жить можно. В день в среднем получается 2 - 3 тысячи рублей. Бывает, что кто-нибудь сразу дает 5 - 10 тысяч. Тогда день удался. Изредка в качестве подаяния получает валюту. Долларов и евро ему пока никто не давал, но российские рубли были. Их он обменивает на отечественные дензнаки тут же в универмаге - в обменнике.

Леонид рассказывает, что достаточно часто одну полуслепую женщину просить милостыню на инвалидном кресле привозит сын. А сам потом... разъезжает на "Мерседесе". Женщина этого не отрицает - говорит, что сын занимается бизнесом, а она собирает ему на бензин.

Дико, но случай, подобный этому, далеко не единичный. Сам несколько раз видел, как рано утром более чем прилично одетый мужчина на инвалидной коляске катил безногую мать к церкви - просить милостыню. А в подземном переходе достаточно долго стояла женщина с маленькой девочкой - якобы собирала деньги на операцию ребенку. Но когда мамашей заинтересовалась милиция, выяснилось, что ее собственная дочурка для нее не более чем "инструмент" зарабатывания денег.

Милиция убрать нищих с улицы не может. Ни в уголовном, ни в административном законодательстве не предусмотрена ответственность за то, что человек является лицом без определенного места жительства, попрошайничает. Это, наверное, правильно - нельзя наказывать человека лишь за то, что он оказался за бортом жизни. Другой вопрос, что нуждающимся людям нужно помогать. И дело это - не только государства. Скорее, каждого из нас. Я говорю не об элементарной подачке в 100 - 200 рублей. А о милосердии: когда на собранные миром деньги строятся приюты для бездомных, когда им оказывается помощь одеждой, едой. (Часть такой помощи в силу возможностей оказывается церковью.) Многие, с кем довелось беседовать на эту тему, согласны: что-то делать надо. И вместе с тем говорили, что наше общество в подавляющем большинстве к милосердию еще не готово. Жаль...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter