К высшему образованию в России все еще много претензий - Владимир Путин

Урок для высшей школы

К высшему образованию в России все еще много претензий
К высшему образованию в России все еще много претензий.





Об этом Президент России Владимир Путин сказал на юбилейном X съезде Российского союза ректоров, который состоялся в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

Российский союз ректоров – общероссийская общественная организация, объединяющая более 700 руководителей высших учебных заведений. На съезде присутствовали 487 членов союза ректоров, а также представители высшей школы из Беларуси, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Приднестровья, Абхазии, депутаты Государственной думы, представители различных общественных организаций.

Владимир Путин принял участие в пленарном заседании съезда. Перед началом заседания он осмотрел новый суперкомпьютерный центр МГУ. О работе комплекса и использовании суперкомпьютера «Ломоносов» Президенту рассказал ректор МГУ Виктор Садовничий. Президенту продемонстрировали суперкомпьютерное моделирование изменения климата, моделирование космических кораблей, расчеты космической техники.

В своем выступлении на съезде Владимир Путин отметил, что в последние годы в стране много сделано для развития отечественных вузов в соответствии с требованием времени, обеспечения их конкурентоспособности, чтобы они задавали ориентиры передовым высокотехнологичным отраслям экономики.

Принимаются меры по повышению заработной платы профессорско-преподавательского состава. В соответствии с известными майскими указами к 2018 году она должна составить не менее 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе России. По итогам первого полугодия 2014-го года заработная плата в системе высшей школы составила в среднем по стране более 45 тысяч рублей.

В то же время Владимир Путин признал, что пока еще много претензий к уровню высшего образования, к содержанию образовательных программ, к качеству преподавания: «Не каждый вуз готов работать по-современному, учить так, чтобы у выпускника оставались не только диплом, но и нужные знания и профессиональные навыки, которые он может использовать в своей практической деятельности после окончания высшего учебного заведения».

Владимир Путин высказал убеждение, что высшей школе нужна б€ольшая открытость, понятные механизмы, которые бы стимулировали перемены. Он негативно отозвался о гонке за абитуриентами, когда в вузы с целью увеличения финансирования зачисляются лица с неудовлетворительными знаниями. Президент подтвердил свои слова красноречивыми цифрами. На специальности «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Аэронавигация», «Информационная безопасность», «Машиностроение», «Электро- и теплоэнергетика» зачислялись абитуриенты, имеющие всего 24 балла по математике – самому профильному, основному предмету.

Важно налаживать прямые тесные контакты с будущими работодателями выпускников вузов: «Сегодня, в непростых экономических условиях, когда мы должны ускоренными темпами развивать несырьевые отрасли, на первый план, конечно, выходит максимальное сближение образования с производством, с практикой, с реальной жизнью».

Ректор МГУ Виктор Садовничий, говоря о проблемах и задачах высшей школы, выделил ряд ключевых моментов.

Появились новые науки: синергетика, конвергентные науки, и все это по-прежнему сопровождается громадным прорывом информационных технологий. Поэтому встает вопрос: чему и как учить. Ответ один: надо научить учиться. В масштабах страны нельзя замыкаться, нужны практики, летние школы, повышение квалификации.

Учить студентов, не вовлекая их в научные исследования и не используя новейших достижений науки, нельзя. Разорвана важная цепь: образование – фундаментальные исследования – научный результат – внедрение его в технологию и производство. Отраслевые институты исчезли, а замены им пока не нашли.

Будущее не будет простым для многих экономик мира – и российской в том числе. Стратегически важно уже сейчас готовить специалистов, которые потребуются отраслям экономики, регионам через 5–10 лет в рамках уже нового технологического уклада.

Университеты должны стать центрами развития регионов. Необходимо решить проблему миграции перспективных кадров в столичные регионы и крупные города. Надо создавать гибкую систему целевой подготовки, финансовой поддержки специалиста в самом начале его профессиональной карьеры, закрепить его стипендиями, премиями, грантами, другими обязательствами, чтобы он остался в регионе.

Должна расти роль гуманитарного образования, которое оказывает определяющее влияние на развитие личности и нации в целом. Без него невозможно успешное развитие как экономики, так и общества.

Вузы обязаны растить здоровую и талантливую молодежь, поэтому надо всемерно поддерживать работу студенческих спортивных клубов, а также вернуться к вопросу о создании школ-интернатов для одаренных детей.

Виктор Садовничий предложил увеличить сроки подготовки вузами инженеров (до 6 лет) и преподавателей (до 5 лет).

Игорь КРЫЛОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter