Урок для учителя

Завтра начинает работу второй республиканский съезд учителей.
Завтра начинает работу второй республиканский съезд учителей. О чем будут говорить, какие проблемы надеются решить на главном педсовете? С таким вопросом обратились корреспонденты "СБ"

к делегатам съезда.

Людмила ГЕТМАНОВА, учитель биологии СШ N 1 Могилева

: - Одна из основных сегодняшних бед - школьные учебники. Например, по моему предмету - биологии - материал в учебниках изложен настолько сложно, что отбивает у детей всякую охоту его изучать. Очень много информации, которая просто никогда не понадобится тем, кто не собирается в дальнейшем связывать свою судьбу с биологией, - вопроса о генетических картах нет в билетах по биологии даже на вступительных экзаменах в вузы.

Или возьмем учебник для 7-го класса под редакцией кандидата биологических наук Лисова. В нем очень сложное изложение материала, перегруженность научной терминологией. Глава о тканях, например, вообще взята из пособия для поступающих в вузы. Дети не готовы к восприятию материала на таком сложном уровне, но у учителей просто нет выбора - учим по тому, что есть. Эти проблемы, на мой взгляд, возникли из-за того, что зачастую учебники пишут люди, не имеющие опыта практической работы в школе. А страдают в итоге дети. Чтобы исправить ситуацию, в создании учебников должны участвовать педагоги-практики. Кроме того, нужна дифференциация: должны быть учебники как для базовой школы, так и для школы с углубленным изучением предмета.

Алла ГРЕКОВА, учитель русского языка и литературы СШ N 10 Гомеля

: - Нельзя больше просто говорить о чрезмерной загрузке детей в школе - нужно что-то делать. Ведь на выполнение домашнего задания ученики тратят времени больше, чем длится рабочая неделя взрослого человека! К сожалению, школа не может самостоятельно изменить учебный план, а значит, и объемы учебных материалов, домашние задания. Хотелось бы, чтобы именно учительский съезд определил новые приоритеты в формировании школьной программы. Ведь из-за чрезмерной загруженности дети не развиваются как личности - им просто не хватает на это времени. У них накапливается усталость и раздражение. Усталость накапливается и у учителя. Не только ученик, но и учитель с нетерпением ждет каникул.

В нашей СШ N 10 дети углубленно изучают английский язык. И наш учебный план более сложный, чем в общеобразовательной школе. Дети, конечно, хотят изучать языки. И качественное образование, в принципе, подразумевает большой труд. Но излишние нагрузки все равно не нужны. Поэтому необходимо корректировать программы по неосновным предметам, например, можно снизить количество часов для уроков пения. Количество предметов для специализированных школ должно рассматриваться отдельно. И такое положение должно быть закреплено нормативными актами системы школьного образования.

Александр КОВАЛЕНКО, заведующий отделом образования Ляховичского райисполкома

: - Уровень преподавания в компьютеризированной городской школе и в маленькой деревне, где порой один учитель ведет уроки по разным предметам, конечно, тоже разный. А значит, и знания у сельских ребят оказываются ниже, чем у их городских сверстников. Но ведь эту ситуацию можно изменить, о чем мне бы и хотелось сказать на съезде.

В нашем Ляховичском районе пошли таким путем: создали лицейские классы при помощи крупных педагогических центров республики. Это гимназия райцентра под опекой Белорусской политехнической академии, школа N 1, где учебный процесс контролирует Военная академия республики, школа деревни Липск, в которой, используя заочные формы обучения, сельских ребят готовят к поступлению в Белорусский педагогический университет. Отбор в такие классы ведется на конкурсной основе. Став лицеистами, сельские школьники получают возможность на равных со своими городскими сверстниками бороться за право обучаться в вузах республики. Поступают в вузы до 95 - 100 процентов выпускников.

Второе направление - это укрупнение, централизация самой системы образования на селе. Делая ставку на поднятие престижа средних школ в крупных деревнях и закрывая малочисленные школы в небольших населенных пунктах, можно также значительно повысить качественный уровень работы учителя. Отдел народного образования решает все эти задачи с помощью местной власти. Доставка школьников, организация питания, оплата труда учителей решаются благодаря поддержке на местах. Хотелось бы, чтобы такая поддержка сельских школ была и на государственном уровне. Сегодня нужны программы, предусматривающие равные возможности для образования как в городе, так и на селе. От этого, я убежден, зависит и будущее нашей сельской молодежи, и будущее страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter