Урок для добрых молодцев

С Сергеем ВОЛКОВЫМ, заслуженным деятелем искусств, известным книжным и станковым графиком, носителем почти вековых семейных художнических традиций, мы встречаемся достаточно часто на улице Сурганова, возле дома, который в просторечье среди минчан называется "художественным" - там у Сергея мастерская.
С Сергеем ВОЛКОВЫМ, заслуженным деятелем искусств, известным книжным и станковым графиком, носителем почти вековых семейных художнических традиций, мы встречаемся достаточно часто на улице Сурганова, возле дома, который в просторечье среди минчан называется "художественным" - там у Сергея мастерская. Месяца четыре назад при случайной встрече между обычных в таком случае "Как дела? Что нового?" Сергей сказал: "Начал рисовать книгу о языческой мифологии Беларуси". На мой вопрос, кто же сегодня готов издавать такую книгу, ответил коротко и бесшабашно: "В конце концов, могу позволить себе сделать то, что давно хочется сделать и не думать при этом об издателях, о деньгах, заказах".

- Сергей, чур, мне первому покажешь, когда будет готово!

На том и порешили. Звонок раздался пару недель назад: "Закончил! Заходи завтра!"

У Сергея на рабочем столе лежали готовые иллюстрации к книге. Они были аккуратно переложены мягкой бумагой - нужно знать педантизм Сергея, его ответственное отношение к тому, что сделано, чтобы не удивляться этим листам папиросной бумаги, предохраняющими рисунки. Нужно знать его отношение к книге, любой книге, сделанной ли его руками, либо выполненной коллегами, чтобы оценить профессиональный подход, - в стопке иллюстраций было предусмотрено все: и вариант с твердой обложкой, и вариант с мягкой, шмуцтитулы, виньетки, "суперы", шрифты ну и, конечно, сами рисунки...

- Понимаешь, в чем штука, - неспешно и раздумчиво начал автор, - книжные магазины завалены лицензионными изданиями по мифологии древних греков, персов, египтян... Это, несомненно, хорошо. Но что же мы о сохранности своей мифологии не думаем? Тысяча лет прошла со времен крещения Руси, а мы к нашим мифическим богам, к героям славянской мифологии относимся так, будто Владимир Мономах все еще рушит перуновы капища, все еще насаждает железной рукой в славянских землях христианство. Языческая мифология, предания про богов, духов, фантастических существ, которые населяли наши леса, поля, жили в реках, болотах, домах наших предков, - целый культурный пласт, который нельзя забыть, нельзя выбросить из памяти, поскольку без него и жизнь, и история народа будут неполными, однобокими.

- Сергей, что же ты меня-то агитируешь!..

...Нарисованы герои славянских языческих преданий у Сергея Волкова так, что представляются давно и хорошо знакомыми сказочными персонажами. Получается это оттого, что сам стиль, сам подход Сергея Волкова к любой работе, которую он делает, проникнут мягким юмором, самоиронией, доброй, незлобивой усмешкой. Так уж сложилась его творческая судьба - многие годы сотрудничества с белорусскими юмористическими изданиями, работа над детскими книгами, над азбуками, букварями, по которым училось читать не одно поколение малышей, выработали у него стиль, присущий доброму рассказчику, который все понимает, все предвидит, который с наслаждением усаживает рядом с собой внуков и строит для них сказочные декорации, населенные вовсе не злыми и не опасными, а добродушными и веселыми персонажами. Такой у него дар! Хотя, конечно, видел я у него работы серьезные, "взрослые", проникнутые нелегкими размышлениями о судьбах родины, о смысле жизни, но все-таки, все-таки... Сергей, как ни крути, художник детский, нарисовавший, проиллюстрировавший за свою жизнь более сотни книг, которые держали в руках, которыми восхищались, которые любили многие, впервые взявшие книгу в руки.

- Сергей, ну а все-таки, почему мифология, почему такое внимание к языческому пантеону?

- Голос предков, - посмеивается мой собеседник, - шотландская кровь взыграла, а шотландцы, как известно, большие знатоки всяческих гоблинов, троллей, населявших вересковые пустоши.

- Не понял... Твой дед, знаменитый белорусский художник, "старик" Валентин Волков, закончивший императорскую Академию художеств и выучивший в Витебском художественном техникуме целую плеяду белорусских мастеров кисти?..

- История нашего рода туманна и занимательна... Есть в ней и шотландские предки на службе у русских царей, и ссыльные бунтари, добавившие в свою кровь якутские гены, и белорусские "прыгажунi" из Минской губернии - такого намешано, что распутать этот узелок связей и линий довольно сложно, потому и смеюсь над собой, говорю, что голос предков подтолкнул к работе над славянской мифологией.

И далее Сергей начинает увлеченно рассказывать о том, что отличало коварного Болотника от флегматичного Аржавенника, что только у белорусов была богиня, поощрявшая совместный труд, - Толока. Богиня растворилась в тумане времен, а слово в языке осталось... Что было у живших в лесах кривичей несколько богов, "заведовавших" лесами, - веселый Лесун и себе на уме Пущевик, была добрая и благожелательная Тетя, богиня лета и благосостояния, и повелительница ночных кошмаров Кикимора, был Кладник, который охранял спрятанные сокровища, и отчаянный Купала, который в ночь на 24 июня открывал клады счастливцам, нашедшим цветок папоротника...

Сергей рассказывает, а я перекладываю рисунки, на которых Кикимора вовсе не злая, а потешная; Зюзя - бог зимы - забавный босоногий старик с сосулькой на синем носу. Я перебираю веселые страницы еще не изданной книги и радуюсь тому, что дети и внуки наши получат замечательный подарок, который поможет им осознать себя народом, имеющим давнюю и любопытную историю, поможет понять, на чем строятся и его обычаи, и его фольклор, его сказки, песни и обряды.

В мастерской у Сергея прохладно, из окна десятого этажа открывается роскошная панорама Минска, стены мастерской увешаны потешными рисунками, напоминающими мне нашу молодость, когда на семинарах творческой молодежи Сергей был заводилой создания ежедневных, обязательных стенгазет, наполненных шаржами, эпиграммами, карикатурами, - жаль, что не сохранилось с тех времен ничего. Да и кто думал, что то легкомысленное юношеское хулиганство может представлять какую либо ценность - живы будем, не помрем! Захотим - нарисуем и сочиним еще столько...

Нет, братцы мои, ничего нельзя терять, ни к чему нельзя относиться легкомысленно! Сейчас в мастерской закадычного приятеля, поседевшего и постаревшего, понимаю это со всей отчетливостью. Понимаю и радуюсь тому, что пришла в голову Сергею замечательная мысль создать, нарисовать, вернуть к жизни этот удивительный пантеон языческих героев славянских преданий, потому что то, что написано или нарисовано, уже никогда не исчезнет, рожденное талантом художника, начнет жить своей жизнью, радуя и веселя тех, кто ценит веселую старину, кто готов играть в давно забытые игры, удивляясь, что правила все еще помнятся, что игры эти, как в детстве, приносят радость и самоуважение.

Подумав об этом, не специально, а вроде бы вскользь спросил: "Ну и что издатели, уже показывал кому-либо эту книгу?"

- Как договаривались, тебе первому!

Помолчали, понимая друг друга. Мне не хотелось ничего говорить, поскольку знаю, как трудно нынче выпустить такое роскошное издание, а то, что книга должна быть роскошной, сомнений не вызывало. Сергей молчал, понимая, что я понимаю...

С той встречи прошла неделя, и вчера раздался звонок по телефону и глуховатый голос Сергея зазвучал в трубке, не сдерживая искренней радости: "Знаешь, издатели очень заинтересовались. Готовы включить книгу в план, нашлись и деньги, и бумага, а главное - желание".

Я постучал по дереву, радуясь тому, что все-таки лед тронулся, что нашлись люди, которые оценили проделанную Сергеем Волковым работу и изъявили готовность выпустить в свет прекрасную книгу, которая, не сомневаюсь, принесет немалую радость и детям, и взрослым, умеющим ценить детскую радость.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter