Как заинтересовать современных детей изучать историю

Урок дальнего действия

Занятия по истории в необычном формате организуют для школьников в учреждениях образования страны

Проект «ШАГ» создавался как площадка для обсуждения политических и социально‑экономических событий в стране, когда в дискуссиях на равных участвуют школьники, политики, общественные деятели, ученые. Но без знания прошлого сложно анализировать настоящее или заглядывать в будущее. Именно поэтому в «Школе активного гражданина» стали проводить мероприятия по изучению истории Великой Отечественной войны. Нравится ли такой формат современным ученикам?

Светлана Шавель.

Гимназия № 146 Минска, актовый зал. Старшеклассники максимально сосредоточены и внимательно слушают оратора. Учитель не просто рассказывает, но и демонстрирует фотографии тех лет, приводит яркие факты — такие, от которых мурашки по коже. И дети реагируют. Заглядывая в их глаза, понимаешь: им не все равно. 

Девятиклассница Елизавета Черненко признается, что с удовольствием посещает такие уроки:

Елизавета Черненко.

— Я люблю историю. Но не всегда есть время более детально изучить какую‑то тему. Мне нравится, что здесь обращают внимание на ту информацию, которую мы не рассматриваем на занятиях. Большой плюс, что всегда приглашают гостей — обычно это какие‑то известные люди или просто интересные личности. И мы им можем задать любой вопрос.

Например, сейчас ­факты из жизни Героя Советского Союза акушера‑гинеколога Евгения Клумова рассказывал доцент кафедры военно‑полевой хирургии БГМУ Михаил Зайцев. Согласитесь, интересная идея!


Директор гимназии Светлана Бондарева обращает внимание: все темы, которые еще будут изучаться в рамках проекта «ШАГ», так или иначе перекликаются с учебной программой: 

— Но хочу заметить, что это не длительные по времени лекции, а компактная, структурированная информация, поданная в яркой, запоминающейся форме. Хорошо, что сейчас в таких мероприятиях могут участвовать дети с 5‑го класса. Возможно, стоит начинать даже с начальных классов, но для них следует продумывать тематику, учитывая возрастные особенности. Тогда мы сможем расширять кругозор ребят, формировать гражданскую позицию.

Патриотизму нельзя научить, но можно вдохновлять, содействовать его развитию, считает Светлана Шавель, учитель истории:

— Многое идет из семьи, но мы, педагоги, не должны оставаться в стороне. Проект «ШАГ» — это урок дальнего действия: у него не только образовательная цель, хотя и она важна. Детям стоит учиться переосмысливать информацию, они должны уметь давать оценку событиям прошлого и настоящего. Чтобы трезво оценивать, что происходит сейчас. А если говорить об истории, то я всегда предлагаю ребятам изучить жизненный путь их семьи, ведь через личную историю можно проследить историю страны. 
У меня есть ученица Ева Сосновик, отыскавшая записи прадеда, который находился в оккупации. Он рассказывал, как его, маленького еврейского мальчика, прятали белорусы. Согласитесь, такой урок Ева никогда не забудет. Или можно рассказать подросткам про их ровесника, 15‑летнего Володю Щербацевича, и его маму, которых фашисты повесили на глазах у всех. Дети неравнодушны ни к истории, ни к нашему настоящему. Главное — найти нужные слова. 
azanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter