О синдроме отличника

Урок ботаника

О «синдроме отличника»

После истории со стрельбой в московской школе среди перечня версий, почему подобное могло произойти, прозвучала и такая: бойтесь «ботаников»! Мол, это они только на первый взгляд безобидные, спокойные, но в тихом омуте, как известно, черти водятся. Вот и в Москве якобы последней каплей стала злополучная «четверка», которую учитель только грозился поставить... В таких случаях психологи говорят: налицо «синдром отличника», то есть постоянное стремление к совершенству, завышенные требования к себе и окружающим и категорическое непринятие поражения. Но и всех под одну гребенку ровнять уж точно не стоит. Скажем, Хемингуэй 39 (!) раз переписывал финал романа «Прощай, оружие!». А ведь это тоже не что иное, как проявление «синдрома отличника»...


По маминому велению


Не стоит путать отличника и человека с одноименным синдромом, с ходу предупреждает Наталья Литвинко, психолог Минского детского психоневрологического диспансера, куда то и дело попадают жертвы чрезмерной зубрежки. В чем разница? Отличный ученик живет в ладу с собой, ему нравится учиться и куда интереснее просто быстрее всех решить сложную задачку. Другое дело — обладатель синдрома: у него на первый план выходят оценка и одобрение. Мама пятиклассницы обратилась за консультацией, когда ее дочка–отличница наотрез отказалась отвечать у доски под предлогом: «Я все время боюсь, что скажу что–то неправильно, и все будут думать, что я дура!» Любопытный факт: «синдром отличника» бывает врожденный и приобретенный. Последний встречается куда чаще. Причина? Скажем, мама или папа не достигли когда–то своих целей и теперь большие надежды возлагают на чадо, ругают его за каждый промах. Одна из ошибок, когда первым делом спрашивают: «Что ты получил в школе?» вместо «Как прошел день?» или «Что ты нового узнал?» Ребенок в результате боится ошибаться, чтобы не огорчать родителей.


Считается, что чаще перфекционизмом страдают девочки, потому что они более прилежны. Но психологу Литвинко в память врезался восьмилетний пациент — очень скованный, напряженный, тревожный, неуверенный в себе. Мальчик постоянно страшился оступиться, сделать что–то не по шаблону. В конце концов, его нервная система не выдерживала и случались срывы: истерики, раздражительность, нарушение сна и аппетита. А ведь этот второклассник еще не получал «десятки–девятки», только условные знаки поощрения — звездочки да палочки... Папу ситуация не беспокоила, оно и понятно, ведь он в свое время был таким же перфекционистом и добился в жизни успеха. Другой вопрос, что в его времена школьники еще не ушли в мир интернета и всевозможных гаджетов, больше времени проводили на улице, а сын даже не знал, как играть в футбол, да и постоянно было некогда. После школы — занятия скрипкой или, когда не болел, тренировки по теннису. Много времени тратил на уроки, потому что учеба давалась нелегко, а хотелось быть первым и лучшим. В итоге расстраивался даже из–за «восьмерок»... Из–за замкнутого образа жизни, подчеркивает Наталья Литвинко, у ребят подобного склада появляется еще одна проблема — трудности в общении со сверстниками: «Когда к нам приходят с таким напряжением, мы рекомендуем снять его физической активностью, например, подвижными играми. К маленьким пациентам часто применяю песочную терапию, с помощью которой можно понять, что ребенка беспокоит, и провести коррекцию эмоционально–волевой сферы. В сложных случаях идем на лечение медикаментами. К слову, в этой истории мама тоже недооценивала депрессивное состояние своего сына и от таблеток отказывалась».


Эффект последней капли


Специалисты выдвигают версию, что меланхолики и флегматики более уязвимы перед «синдромом отличника». Они плохо приспосабливаются к переменам, не отличаются общительностью. Возможно, здесь есть доля правды. Наталья Литвинко между тем вспоминает другой случай: не реализовавшие свои амбиции родители решили отыграться на единственной дочери. Мол, должна окончить школу с золотой медалью, поступить в институт, найти идеального мужа. Однако уже в школе у девочки, абсолютного гуманитария, начались проблемы с точными науками. А в мозгу–то уже засело: надо или лучше всех, или никак. Сангвиник по характеру, она научилась соответствовать хитростью, скажем, списывала домашнее задание у других. Чем дальше — тем чаще заложенная программа давала сбой: школа без медали, в университет не поступила — пошла работать, сейчас в поисках спутника жизни...


Это, к слову, еще одна беда: перфекционисты долго не создают семьи, а в браке постоянно ждут от партнера живого эмоционального отклика, похвалы. И если, скажем, жена наталкивается на равнодушие мужа, который принимает ее домашние хлопоты как должное, то назревает буря. Кстати, специалисты обещают лишь подкорректировать восприятие жизни, но не избавить от синдрома на все сто. Дело в том, что «отличники в квадрате», как правило, обладают специфическими чертами характера, а их жизненная позиция ведет к конфликту между «я» реальным и идеальным. В итоге такая погоня за совершенством приводит к разочарованию и потрясению. Такой «ботаник по жизни» только с виду тихий и спокойный — внутри его кровь закипает. Он знает, что надо себя хорошо вести, держаться, но если эти эмоции не имеют выхода, последняя капля может стать детонатором. И московская история тому подтверждение.


Родители, навязывающие детям стремление к идеалу, упускают главное — субъективный фактор. Минский учитель математики Александр Фельдман как–то поинтересовался у наших ребят, призеров международных олимпиад, как они ощущают себя в сравнении с теми, кто учится в Массачусетском университете. Отвечают: где–то между «четверкой» и «тройкой». Короче говоря, все относительно.


Ум всегда в цене


Психолог, кандидат медицинских наук Леонид Левит приводит такой пример: болгарская учительница, у которой самый высокий в мире коэффициент интеллектуального развития IQ, два года не могла никуда устроиться на работу. То есть полностью абстрагированного от реальности отличника можно смело сравнить с хрустальной вазой, которая, если упадет, разбивается вдребезги. Кого предпочтет работодатель? Такого вот соискателя, который производит впечатление человека, действующего по шаблону? Или живого, активного сотрудника с массой идей? К тому же последствие перфекционизма — отсутствие индивидуальности, отсюда неумение раскрыть себя, доверять своей интуиции, опыту, знаниям.


Как синдром проявляется у взрослых? В мелочах! Скажем, водитель обгоняет другого с торжествующим видом: мол, я его «сделал». Или красиво припарковывается возле офиса, чтобы все курящие коллеги обернулись и обомлели. Или выходит папа погулять с ребенком на детской площадке, стоит рядом с песочницей и ждет, чтобы соседи непременно отметили: «Молодец! Какой муж и отец!» У Натальи Литвинко любопытное наблюдение: на тренингах для женщин в группе из 24 человек минимум 10 таких перфекционисток. Они перенесли «синдром отличницы» во взрослую жизнь, а потом еще и передали своим детям.


Тут невольно задумаешься: стоит ли налегать на учебу? Однозначно стоит! Помните же, чем отличаются просто отличники от обладателей синдрома? Интересом, в том числе к жизни. В итоге и результаты у них совсем другие, и отношение к миру вокруг иное. Они, как правило, успешны и востребованны, ведь умные люди, согласитесь, всегда были в цене.


Родителям на заметку


Как не навязать своему ребенку «синдром отличника»? Психологи и специалисты Министерства образования дают несколько советов.


Задумайтесь: соотносятся ли ваши требования и ожидания с возможностями ребенка? Не ориентируйте чадо исключительно на успехи в школе.


Если у вашего школяра не ладится с учебой, воздержитесь от упреков, успокойте его и объясните, что вы будете любить его независимо от отметок.


Не забывайте, что отметка всегда субъективна. Поэтому не стоит слишком восторгаться наивысшими баллами и убиваться из–за низких. Не забывайте, что ребенок в первую очередь идет в школу за знаниями, и постарайтесь вселить уверенность, что в следующий раз у него все получится.


Если ребенок старается, не скупитесь на похвалу — он будет знать, что вам важно его стремление учиться. И ни в коем случае не сравнивайте успехи сына или дочки с достижениями других ребят. Главное — как ученик вырос по сравнению с самим собой прежним.


Будьте примером. У мамы–перфекционистки больше вероятности вырастить ребенка с «синдромом отличника», поэтому не стесняйтесь признаваться в своих промахах и неудачах, демонстрируя при этом здравое отношение к проигрышу.


Советская Белоруссия №30 (24413). Суббота, 15 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter