Урбанизация по–щучински

Пенсионерка сражается за каждое дерево
Пенсионерка сражается за каждое дерево

Поездка в Щучин для меня всегда желанна. Город хоть и не родной, но дорогой, любимый: здесь закончилось мое детство. Чаще, чем раз в два–три года, приехать не получается, зато лучше заметны радующие глаз перемены. Приходилось писать о местном, прежде известном всему Союзу, заводе «Автопровод», о реконструкции костела, который долго использовали военные, о житейских проблемах земляков и даже конфликтах. Например, о сооружении здесь незаконного мемориала солдатам вермахта. Одна из давних заметок называлась «Дорогие щучинцы», и это, право, не преувеличение. Чем удивит Щучин сейчас?

Первое впечатление — шоковое. За несколько километров до города вижу серьезное ДТП: на обочине стоят лоб в лоб две искореженные машины. Из автобуса успеваю сделать снимок. Похоже, все случилось только–только: из города колонной несутся две машины «скорой», следом ГАИ, пожарный грузовик... Авария или катастрофа, есть ли жертвы?

Чуть позже начальник районной ГАИ капитан милиции Геннадий Карпович успокоил: есть тяжелопострадавшие, они уже в больнице, но погибших нет. Начальник ГАИ с горечью констатирует, что с начала года в районе произошло уже 13 ДТП, погибло четверо человек. Хотя в целом ситуацию можно считать стабильной.

Увы, аварии, увечья и гибель людей — неизбежные издержки автомобилизации, которая является следствием урбанизации.

Чем Щучин удивил по–хорошему после двухлетней разлуки? Строящейся автостанцией: давно пора! Рядом с ней возник уместный на въезде в город архитектурный акцент – новый симпатичный жилой дом. Видно, что недавно очищены берега озера, разделяющего Щучин на две части. Исчезла не украшавшая город болотистая низина. От всего этого еще ярче стала эффектная перспектива на костел, церковь и Дом культуры. Обновился и преобразился уголок старой застройки. Но под «стариной» — современные интерьеры магазинов с вселенским набором продуктов, компьютерами, дисками, цифровыми фотоаппаратами и прочим добром XXI века.

На каждом шагу я видел сварщиков, маляров, плиточников, асфальтоукладчиков: в сквере на площади Свободы, возле памятника павшим, на центральных улицах и возле фасадов. То был не аврал — основательная подготовка к праздникам...

Зато опечалил облик бывшего ГДО (Дома офицеров), памятника архитектуры XVII века, дворца Друцких–Любецких. Разруха, жалкое зрелище! Поэтому странным показался вывешенный на заборе паспорт объекта. Реконструкцию ведет щучинская МПМК–167. Начало работ — июнь 2004 года, окончание — декабрь 2004 года. Что за «реконструкция» за полгода?

В названной организации мне пояснили, что выделенных денег хватило только на кровлю, лишь это и предусматривал проект реконструкции. Просили: «Напишите так, чтобы объект профинансировали, иначе здание совсем развалится».

А какая жизнь здесь бурлила, какие звучали инструменты и голоса! Здесь собирал аншлаг известный когда–то «Интеграл» известного и поныне Бари Алибасова. Здесь творил свои действа великий маг Вольф Мессинг! Здесь пел Виктор Вуячич и солировал знаменитый пианист Дмитрий Башкиров. Не в обиду землякам (да и дело прошлое): концерт последнего собрал... троих десятиклассников. Купивших билеты, скорее, из любопытства. Маэстро не отменил выступление, отыграл для нас всю программу, да с какими комментариями!

Все в прошлом...

Но пора на улицу Комсомольскую, к пенсионерке Зинаиде Прохор, которая звонила в редакцию на «горячую линию», — нужно спасать городской сквер. Заглянув по дороге в райисполком, узнал, что женщина — вовсе не завзятая жалобщица, а человек активной жизненной позиции, которая целую дискуссию в местной газете организовала — «Каким мы хотим видеть свой город».

Куда уж активней! По центру города, показывая мне «проблемные» места, пробежалась вихрем. На этих улицах она днями подсчитывала машины: сколько проедет мимо, сколько за час припаркуется к участку тротуара. Счет шел на десятки и сотни. 29 декабря Зинаида Прохор насчитала 273 машины за час! Сделала множество фотографий (недаром представляется как «корреспондент–фенолог»): машины сплошь и рядом стоят там, где стоять не должны. Не единожды навестила главного архитектора района, начальника ГАИ и председателя райисполкома...

А ведь бывшей учительнице (возраст от меня не скрыла) — под 80! С ней здоровался почти каждый встречный, стар и млад, люди в форме и рабочих робах. Зинаида Алексеевна преподавала в школе N 1 с 1958 по 1989 год, стала заслуженной учительницей БССР. Поначалу вела несколько предметов, потом — только биологию. Заочно сотрудничала с фенологическим центром Географического общества СССР. Увлекла учеников, которые годами наблюдали явления природы и печатали статьи в местной газете. Работа школьников даже была представлена на ВДНХ СССР!

Среди ее бывших учеников много врачей, а 16 человек стали учеными, связав жизнь только с биологией. Биология и экология — сестры. И сегодня пенсионерка сражается за каждое дерево: алычу, клен, липу. А их, увы, рубят. Иногда — ради автостоянок.

Насколько я понял, Прохор уважают все горожане, но не все с ней согласны. Срубили вот несколько деревьев в самом центре, на перекрестке. Продавщицы кафе, окна которого выходят на этот перекресток, говорят мне: «И правильно срубили! Зато теперь возле почты, мини–рынка и магазинов могут стать несколько машин. Иначе где их ставить?»

И впрямь! Сквозная городская магистраль, улица Советская (фактически проспект), имеет в центре лишь две полосы. Вдоль нее сплошняком — торговый центр и магазины, костел и церковь, банки, почта... Если человек приехал из отдаленной деревни в тот же храм, куда поставить машину? Некуда.

Честно излагаю эти соображения Зинаиде Алексеевне, мы спорим. «Деревья — это «легкие» города! Чем дышать детям?» — страстно возражает она. Более всего ее беспокоит сквер. Чтобы проезжая часть улицы Советской имела приемлемую ширину, придется на полтора десятка метров его урезать, пожертвовать деревьями. В другой части сквера, которая тоже под угрозой, растет, оказывается, единственный в городе канадский клен... Женщина взывает ко мне, будто журналист (вернее, газета) может что–то изменить.

Предъявляю свои аргументы, показывая на экране цифрового аппарата снимок аварии: «Вот что бывает, когда дорога слишком тесна. А улица Советская тоже тесна...» Но Зинаида Прохор остается при своем мнении.

Мнение властей изложил в газетной дискуссии главный архитектор района Б.Доста. Суть его в том, что решение о реконструкции центра (включая площадь Свободы и сквер) обсуждалось в районе и области долго, гласно и принималось трудно, как вынужденное. Учитывались все факторы: исторические, градостроительные, социальные, экологические... Окончательный проект утвердили депутаты райсовета. Что на это возразить? На то и власть, на то и депутаты.

Что, наконец, возразить требованиям самой жизни? Когда страна станет богаче, а машин — еще больше, магистраль Минск — Гродно, несомненно, будет двухполосной на всем протяжении. Под пилу пойдут миллионы деревьев! Но уже сейчас вынужден огорчить Зинаиду Алексеевну. На въезде в город по этой магистрали недавно спилены многие десятки вековых деревьев, которые гигантскими казались мне еще в детстве.

Так делается везде: толстые деревья вдоль дорог вырубаются в целях безопасности. Дорожное полотно на въездах в города расширяется до нескольких полос. Щучин — город! И вот еще доказательство. К исходу дня оказалось, что места во всех гостиницах (двух частных и одной коммунальной) и даже ведомственных общежитиях были заняты гостями и командированными. С устройством не помог даже райисполком, пришлось на ночлег ехать в Лиду.

По большому счету, урбанизация по–щучински ничем не отличается от урбанизации по–молодечненски, по–лидски или по–борисовски. Машин все больше, места для них все меньше. Строится новое, и сносится старое. Денег на реконструкцию очень старого (и поэтому драгоценного) не хватает.

Я не во всем с вами согласен, Зинаида Алексеевна. Боюсь, не согласны и молодые люди, «рассекающие» по Щучину на иномарках. Но уважаю вашу позицию и преклоняюсь перед вашей настойчивостью. Уверен, что, когда дойдет до дела, человека с бензопилой проинструктируют трижды. Что ни одно дерево — благодаря вам — не пострадает понапрасну, по–глупому. Спасибо за ваши дела и помыслы о детях и деревьях!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter