Иван Жук — о любви к растениеводству, своем управленческом кредо и дальнейших планах

«Управлять — значит работать на упреждение»

На этой неделе Иван Алейзович Жук передал эстафету управления агропромышленным комплексом Гродненской области молодому руководителю и согласился встретиться с корреспондентом «Сельской газеты», чтобы откровенно поговорить о своем жизненном и профессиональном пути

Агропромышленный комплекс любого региона — это сложный механизм, успешная работа которого зависит от множества факторов. Результат здесь, как ни в какой другой отрасли, зависит от трудолюбия, добросовестности и компетентности каждого работника. Быть хозяином своей земли — занятие непростое. Тем не менее аграриям Гродненщины год за годом удается сохранять лидирующие позиции в сфере АПК, постоянно наращивая эффективность производства и демонстрируя неизменный рост объемов продукции. Много лет вопросы, связанные с сельским хозяйством, в должности первого заместителя председателя Гродненского облисполкома курировал Иван Алейзович Жук. Вне сомнения, достижения, которыми сегодня гордится регион, — во многом заслуга этого опытного и мудрого хозяйственника.



— Иван Алейзович, сухие строки официальной биографии говорят, что вы родились и провели детство в деревне Лейки Щучинского района. Что скрыто за ними? Интересно, каким ребенком вы были?

— Я первый ребенок в семье. Нас у родителей трое: еще два брата есть. На меня, как на старшего, всегда возлагалась большая ответственность. В семье повелось так, что воспитанием детей главным образом занималась мать. Отец много лет работал бригадиром в хозяйстве, был занят на работе с раннего утра до позднего вечера. С нами в основном была мама: контролировала учебу в школе, поддерживала строгую дисциплину. Мы с братьями делали все по дому, не деля обязанности на женские и мужские: полы, посуду мыли, огород копали, пололи, дрова кололи... Единственное — не стирали. Мать работала дояркой на ферме. Надо в 5 часов утра встать, корову подоить, в поле отправить, в обед ее встретить и снова подоить. А вечером пока все дела по дому сделает — уже полночь. Фактически мама спала только с двенадцати до пяти. Мы понимали, как ей тяжело приходится. Уважали родителей и… жалели.

— Вы своими глазами видели, насколько непрост сельский труд, но все равно решили поступать в Новогрудский сельскохозяйственный техникум и связать жизнь с работой на земле?

— Во время моей молодости считалось так: если хочешь хорошо жить, надо быть военным либо работать в сельском хозяйстве. Значит, и жилье у тебя свое будет, и машина, и зарплата хорошая. С другой стороны, перед глазами с детства был положительный пример отца, работавшего бригадиром. Свой выбор я сделал достаточно рано, в 14 лет. У нас была школа-восьмилетка. Чтобы получить среднее образование, мне пришлось бы ходить в другую деревню до школы шесть с половиной километров только в одну сторону. А в Новогрудке предоставлялось общежитие. Конечно же, так было удобнее.

— Окончив учебу в техникуме, решили продолжить образование в Гродненском сельскохозяйственном институте (сейчас — Гродненский государственный аграрный университет), выбрали специальность «агрономия». Почему не животноводство, например?

— Мне всегда нравилось растениеводство. Природа, поля, воздух… А в животноводстве что? Каждый день коровы, поточное производство. Ежедневно делаешь одну и ту же работу. А вот работа на земле — то, что нравилось по-настоящему. С детства увлекался садоводством: прищеплял яблони, выращивал разные сорта, экспериментировал. Это не механическое выполнение обязанностей, а разно­образные виды деятельности. Весной надо подготовить почву, посеять, после можно наблюдать за развитием растений, обеспечивать уход, далее — сбор урожая. Новый период года приносил новые заботы. Мне это было по душе. Сельское хозяйство во времена моего студенчества было на подъеме: стало больше поступать техники, удобрений, обрабатывать начали по-новому, людей на селе хватало. Тогда конкурс на место в сельхозинституте был 4,5 человека. 

Иван Жук на встрече со студентами факультета отделения растений Гродненского государственного аграрного университета. 

— И тем не менее ваше первое место работы — заведующий фермой колхоза «Советская Белоруссия» Щучинского района. Все-таки довелось поработать в животноводстве?

— Довелось… Получилось это случайно. Уволилась заведующая, и меня попросили поработать на этом месте неделю-две, на время поиска замены. Но проходит уже три недели, месяц — никого. На все мои просьбы отпустить меня в агрономию, руководство только просит: мол, еще недельку, и еще одну… Я снова возвращался к работе. За месяц надои удвоились, падеж сократился, люди зарплату получили хорошую. Хотелось быть новатором, идти по пути развития, изучать прогрессивные подходы и методы. Тут как раз срок отправляться на военную службу подошел. Я ушел в армию.

— В 1979 году приступили к работе в колхозе «Озеры» Гродненского района. Пять лет заведовали участком и наконец занялись любимым делом в должности главного агронома. Какими помните те годы?

— Считаю годы работы главным агрономом лучшим периодом в моей жизни. Занимался любимым делом, которому учился столько лет. Наконец-то можно было экспериментировать: применять различные технологии, системы обработки и защиты, удобрения, совмещать какие-то иные факторы. И результат налицо: когда пришел в хозяйство, урожайность зерновых была на уровне 22—25 центнеров с гектара. В 1980-х выросла до 50 центнеров с гектара, и здесь не только моя заслуга. Тогда как раз сделали ставку на освоение интенсивных технологий, на это выделялись хорошие материальные ресурсы. И те хозяйства, в которых смогли свое­временно сориентироваться и начали применять данные технологии, сделали резкий рывок вперед. Был период, когда мы столкнулись с реальной проблемой: оказалось некуда засыпать зерно. Ни склады, ни сушилки не могли принять такой большой урожай. Позже занялись сахарной свеклой. Одним из первых в стране приступил к внедрению механической уборки сахарной свеклы. До этого производилась только вручную, платили хорошо. Введение нового механизированного метода люди приняли в штыки: кто-то жаловался на большие потери корнеплодов при прохождении комбайна, а кто-то напрямую говорил, что недовольны заработком. Мы с этим справились — уже через три года полностью механизировали уборку сахарной свеклы. Молодые были, инициатива била через край…

— На этом же предприятии вы получили первый опыт административного руководства. Каким он был?

— Меня назначили заместителем председателя по производству. Самая большая проблема, с которой, еще будучи бригадиром, сталкивался постоянно, — бездорожье. Весной и осенью просто невозможно никуда доехать. Поэтому мы с руководителем хозяйства Александром Дубко серьезно взялись за строительство дорог. Для сельского хозяйства дороги как сосуды для организма человека, без них никак. Потом сделали капремонт всех ферм, привели в порядок зерносклады, построили хранилища. Запустили свой асфальтовый завод, оборудовали карьер, освоили заготовку сапропеля. Насколько знаю, многие подходы и методы администрирования, заложенные нами в то время, в хозяйстве сохранились и сейчас.

— Следующий этап вашего профессионального пути — должность директора Волковысского мясокомбината.

— Заместителем председателя проработал десять лет, после чего мне предложили занять должность директора Волковысского мясокомбината. Согласился, потому что на тот момент хотелось развития, обогащения новыми знаниями. Проработал в Волковыске почти девять лет. Признаться, в первый год толку от меня там мало было: входил в курс дела, изучал спе­цифику, основное внимание уделял вопросам торговли. Я пришел — у мясокомбината было четыре магазина и четыре грузовика, а когда уходил — 35 процентов продукции уже продавалось в собственной торговой сети, парк автотранспорта стал больше на 70 машин. Попал на мясокомбинат в очень интересное время: как раз шел процесс смены поколений. За 3—4 года на работу устроилось 

25 молодых специалистов. Девушки приходят — и в декретный отпуск. Значит, надо срочно искать им замену. Вдруг кто-то захотел досрочно из этого отпуска выйти — я и этот вопрос решаю. Потом у многих подошло время обзаводиться вторым ребенком… Так что важный период мне довелось пережить и прочувствовать — формирование нового, молодого коллектива специалистов. Мы одними из первых в стране стали проводить серьезные маркетинговые исследования с целью улучшения качества продукции и увеличения объемов продаж. Прибыль вкладывали в модернизацию производства и в людей. Считаю важным инвестировать в улучшение условий труда, в упрощение рабочего процесса. Это не дело, когда человек приходит домой выжатый как лимон, пусть и с хорошей зарплатой.

— Когда поступило предложение возглавить агропромышленный комплекс Гродненщины на должности первого заместителя Гродненского облисполкома, как вы отреагировали?

— Воспринял это как очередную поставленную передо мной задачу. Рассудил так: в сельском хозяйстве отработал 20 лет, в переработке — 9, торговлю знаю хорошо, разбираюсь в сельхозтехнике, в мелиорации (у меня было 50 процентов осушенных земель). Со всеми аспектами знаком не понаслышке. Предстояло изучить специ­фику каждого района области, чем я и занимался около года. Не могут быть одинаковыми подходы к Островцу и Свислочи, Слониму и Кореличам, Лиде и Ошмянам. Это разные районы, разный менталитет, разная наработанная база, разные земли, климатические условия и т.д. Только после детального изучения регионов приступил к активной деятельности, а до этого выполнял текущие обязанности, предписанные мне должностной инструкцией: обеспечение и распределение материальных ресурсов, контроль, другое, связанное с лесным хозяйством и экологией. Я же не только сельское хозяйство курировал.

— Какие выводы сделали для себя после года ознакомления с особенностями регионов?

— Дал каждому из них оценку, которая позволила определить: кто действительно нуждается в помощи, а кого надо просто заставить — и он справится своими силами; где возможна какая-то специализация или концентрация производства, а где есть проблемы, которым стоит уделить внимание. В области 160 сельхозпредприятий. До каждого не доедешь, поэтому строил отношения с райисполкомами так, чтобы не подменять, не дублировать их обязанности. Им на местах многое виднее и понятнее, поэтому старался никого не унижать и не обижать своими командами, не лишать их инициативы. Но мог и заставить работать как положено, если видел, что есть упущения, которые влекут негативные последствия для сельского хозяйства региона. Как результат — стабильный поступательный прирост сельхозпроизводства. За пятилетку область прибавила в сельском хозяйстве 14 процентов. Когда заступал на должность, на селе работало почти 62 тысячи человек. Сегодня не больше 45 тысяч. То есть объемы производимой продукции растут на фоне значительного сокращения числа работников. Очень много построено агрогородков, жилья, объектов социальной и аграрной инфраструктуры. Конечно, в этом в первую очередь заслуга государства, но мы смогли эффективно использовать идеи и программы, которые давали возможность не только нарастить и модернизировать производство сельхозпродукции, но и сделать жизнь на селе более комфортной. Не все вопросы еще решены. Есть нерентабельные хозяйства, есть дефицит кадров, да и в профильный вуз еле-еле набираем студентов. Подходы к решению данных проблем еще предстоит найти. 

Иван Жук с картиной дома на малой родине. 

— С чем связываете падение интереса молодежи к работе в аграрном секторе? Вроде и условия в агрогородках сродни городским, и жилье получить проще, и зарплаты с соцпакетом в крепких хозяйствах достойные.

— Ежегодно сельского населения области становится на 1—2 процента меньше. И если 20 лет назад в деревнях жило 38 процентов, то сегодня примерно 20. Что происходит? Во-первых, возводится много жилья в городах. Десятки тысяч новых квартир введены в эксплуатацию в Гродно и райцентрах только за последние годы. Сейчас бросить родительский дом и перебраться в город проще простого. Жилье доступно. Раньше, чтобы стать горожанином, надо было 10—12 лет в очереди простоять. А я в деревне два года отработал, женился — и получил от председателя ключи от отдельного жилья. Во-вторых, уровень зарплат изменился. Помню, у меня после окончания вуза была возможность устроиться на гродненский «Азот». Предложили 160 рублей, а в хозяйстве я получал 330. И в конце года тринадцатая зарплата в размере трех, четырех и даже пяти окладов. И автомобиль служебный. И дети в садик попадали. Сегодня многих отпугивает отсутствие гарантированных выходных. Это новое поколение. Оно готово отказаться от больших зарплат ради беззаботности и комфорта. 

— Каков ваш управленческий принцип?

— Моя задача — нацелить людей на выполнение тех или иных задач. Управлять — значит работать на упреждение. Не «бить по хвостам», когда уже поздно что-то изменить. Так получалось в жизни, что встречал очень много хороших людей. Это наставники и руководители — грамотные, опытные. В министерстве, в облисполкоме — все разные, но преданные своему делу, достойные, с высокой гражданской ответственностью. Требовательные, жесткие — не без этого, но никто никого никогда не унижал, не оскорблял, не душил инициативу. А как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. В этом плане стараюсь брать с них пример. 

— Главный вопрос: есть ли у вас собственный земельный участок и как вы на нем хозяйничаете?

— Когда работал в Озерах, мне хозяйство построило дом. Я его приватизировал. Переехав в Волковыск, пробовал продать, но не нашел желающих купить. Перебравшись в Гродно, решил жить не в городской квартире, а в этом доме: от Озер до Гродно примерно 30 километров. У меня 30 соток земли. Экспериментирую как садовод. Это уже третий сад. Один посадил — не понравились сорта, выбросил. Второй посадил — уже постепенно поменял. Есть у меня такая особенность: еду в сезон на рынок и без нового саженца не возвращаюсь. Старое дерево выброшу — новое посажу. Растут персики, абрикосы, нектарины, вишни, черешни, сливы, земляника, жимолость. Нам самим немного надо — детям, внукам отдаем. Супруга цветоводством увлекается, есть две теплицы, грядки.

— Иван Алейзович, оставив должность преемнику, планируете отдыхать или уже знаете, чем будете заниматься?

— До июня буду отдыхать: по дому есть дела, хочу заняться здоровьем. А потом планирую снова работать. Предложения есть. Разные, интересные. 

charovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter