Упитан, весел и хвостат. Так, по мнению специалистов, выглядит здоровый студент

Как следует из старой доброй песенки, здоровье студента может быть подкошено несколькими причинами. Бедолагу запросто сводят с ума римляне и греки, сочинившие тома для библиотеки. Нарушить его душевное и физическое равновесие способна слишком большая доза спиртного, принятая на хмельной пирушке. Наконец, жаждущий знаний и диплома молодой человек рискует быть насмерть замученным штатными университетскими профессорами.
О том, насколько тяжел студенческий билет для его обладателя, мы попросили рассказать психотерапевта городского Центра пограничных состояний и 33-й межвузовской поликлиники Оксану Лазовскую.

— Быть студентом очень здорово: как правило, это один из самых запоминающихся в жизни периодов. Хотя далеко не у всех получается пройти его ровно. Самые опасные на студенческом веку — первый и последний годы учебы.
Первый курс — это период адаптации вчерашнего школьника к самостоятельной жизни, новому коллективу и преподавателям. Пятый — ожидание скорых перемен в жизни, для некоторых студентов не слишком желанных. Ко многим молодым людям в этот момент приходит осознание того, что они выбрали не тот жизненный путь, “не свою” специальность и вуз.
Я не вижу зависимости душевного здоровья студентов от вуза; от технической или гуманитарной направленности факультета. Чаще всего обращаются те, кто хорошо учился в школе — отличники, медалисты. То есть те, кто привык предъявлять к себе высокие требования. Преобладают девушки, возможно, потому, что им проще рассказать о своих проблемах и попросить помощи. Общество разрешает женщине быть “слабой”, а вот от мужчины ожидает способности справляться со своими проблемами самостоятельно. Хотя сила эмоциональных переживаний не зависит от пола человека.
Быстрее и лучше своих городских сверстников привыкают к студенческой жизни сельчане, хотя им приходится решать больше проблем, в том числе жилищную. Сельчане-первокурсники часто жалуются на сложность контактов с городскими ребятами: те держатся обособленно, демонстрируя свое превосходство.
В период адаптации очень важна эмоциональная поддержка со стороны семьи. Если студент и его родители хорошо понимают друг друга, если в семье принято разговаривать, выслушивать и сочувствовать, привыкание пройдет менее болезненно.
К сожалению, родители студента часто впадают в крайности. Они или чрезмерно контролируют своего взрослого ребенка, опекают, излишне беспокоятся, либо вообще лишают его своего внимания.
История болезни.
Девочка-отличница поступила, как и хотела, в престижный вуз, прекрасно училась первые месяцы, очень хорошо сдала сессию.
После каникул впервые поняла, что учиться ей сложно: на лекциях ничего не запоминается, в библиотеку ходить не хочется, и вообще все желания пропали. Вместо них появились мысли “я не способная”, “у меня ничего не получается”, “жить не хочется”.
Девочка стала часто болеть — то головные боли, то температура повышалась, то бессонница. Пропуски и проблемы накапливаются. Когда они с мамой в очередной раз обходили узких специалистов, пытаясь выяснить, почему она болеет, кто-то посоветовал зайти к психотерапевту.
Диагноз: депрессия.
После лечения мир, кажется, становится проще и дружелюбнее. Она продолжает учиться.
— Депрессия — это болезнь. Если человек подавлен день или неделю, это может быть депрессивной реакцией на проблемную ситуацию. Если он месяцами, а то и годами чувствует упадок сил, не ощущает желаний и не получает от жизни удовольствия, стоит обратиться за помощью.
Студенты склонны хандрить из-за того, что не справляются с требованиями, которые предъявляет им новый статус, не удовлетворены контактами со сверстниками и родителями, не получают взаимности в любви. В студенческом возрасте человек склонен искать ответы на вечные вопросы о смысле жизни. Многие их не находят.
Самый “простой” выход, который порой приходит в юные головы — не жить вообще, покончить с собой.
История болезни.
Молодой человек много лет высказывал нежелание жить и совершил несколько попыток самоубийства.
Жить ему действительно было трудно: он обладал неустойчивой самооценкой, невысокой адаптивностью, родители и жена его не понимали и не поддерживали, к тому же у него родился ребенок, а содержать семью материально юноша был не готов.
Настойчивые попытки молодого человека свести счеты с жизнью закончились неожиданно. Он заболел, попал в инфекционную больницу и несколько недель провел в боксе, изолированный от всего внешнего мира.
Выйдя из больницы, твердо сказал “Жить хочу!” — и исчез из поля зрения психотерапевтов.
При желании умереть выходом может быть лечение в стационаре, своеобразный вариант “социальной смерти”.
Многим помогает.
— По моим наблюдениям, за решением молодого человека умереть на самом деле кроется не отказ от жизни, а попытка избежать решения каких-то проблем. В студенческом возрасте еще не осознается необратимость смерти. Небытие видится по-детски: я умру, все будут горько плакать и раскаиваться и навсегда изменят отношение ко мне...
История болезни.
Девочка очень внимательно следила за своей фигурой еще в школе — экспериментировала с диетами, изнуряла себя гимнастикой, а съев “слишком много”, вызывала рвоту.
За время экзаменов в выпускном классе набрала несколько килограммов и огорчилась: “ужасно растолстела”. Установила себе суровый режим питания (до того, что порой ограничивалась одним хлебцем в день) и физических нагрузок.
Через год при росте 170 сантиметров она весила 45 килограммов. При этом продолжала считать себя толстой и отказывалась от еды.
Это анорексия, одно из распространенных нарушений пищевого поведения. Среди предпосылок этой болезни есть социальные: женщина должна быть стройной и привлекательной.
Есть и глубинные внутренние причины — неустойчивая самооценка, проблемы с настроением, наследственность. С ними успешно работает психотерапевт.
— Юношеский возраст опасен расстройствами пищевого поведения. Из каждой тысячи наших посетителей примерно 30 человек страдают анорексией или булимией.
Многие студенты “заедают” волнение и тревогу во время сессии, в результате чего набирают вес. Это распространенная защитная реакция на стресс. При расстройствах питания вес либо сниженный, либо нормальный. Ненормальным становится отношение к еде, как к чему-то вредному, от которого надо любым способом избавляться.
Особенность нашего менталитета такова, что пациент пойдет за помощью к узким специалистам, но не к психотерапевту. Если специалисты ничего не найдут, он скорее решит, что “плохо искали”, выложит деньги в престижном медицинском центре и продолжит выяснять, почему его мучает бессонница, головные боли, перепады давления, отчего он тревожен и раздражителен.
Некоторым страшно открыть дверь в кабинет психотерапевта, потому что “могут поставить на учет”, хотя мы этого никогда не делаем, и сведения, которые человек о себе сообщает, никому не разглашаем. Другие опасаются, что “положат в психушку”. Хотя попасть туда не так-то просто, и по закону о психиатрической помощи лечить пациента можно лишь с его согласия.
А еще в нашем обществе распространена установка “я должен со всеми своими проблемами справляться сам”. И многим молодым людям стыдно признаться, что они нуждаются в помощи.
Все проблемы, которые приводят студента к психотерапевту, имеют, по большому счету, общую причину. Болеют и страдают люди, которые не любят себя, не принимают такими, какие они есть, слишком высоко ставят планку личных достижений.
Так что цените своих студентов, хвалите и поощряйте, интересуйтесь их делами и настроением.
Любовь ближнего — лучшее профилактическое средство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter