Операция «София»: Евросоюз в борьбе за Ливию

Уперлись в ливийский тупик

Несколько дней назад решением министров иностранных дел стран — членов ЕС была завершена так называемая операция «София» — патрулирование Средиземного моря для борьбы с нелегальной миграцией и обучение ливийских сил охраны морских границ. Министры договорились, что военно-морские силы европейских государств готовы приступить к новой операции, целью которой станет контроль за соблюдением эмбарго на поставки оружия в Ливию. 

Интересно, что министрами рассматривалась возможность одновременного финансирования сразу двух акций — и борьбы с нелегальной миграцией, и недопущение продажи оружия воюющим сторонам. Однако победила точка зрения, допускающая финансирование только одной военно-морской операции. И хотя официальные лица не комментируют данный факт, тем не менее он свидетельствует об отсутствии лишних денег в общеевропейской казне, а также о нежелании части политических кругов в Брюсселе растрачивать средства на действия, которые приносят малый результат. 

Проблема состоит в том, что гуманитарная составляющая, которая, безусловно, присутствует в операции в Средиземном море, никак не способствует безопасности юга Евросоюза. Бюджет ВМС ЕС в 2016 году составил почти 12 млн евро, при этом к 2016 году в море спасли 13.000 мигрантов. Но это никак не уменьшило поток тех, кто пытается нелегально попасть в Европу. К тому же, по свидетельствам самих европейских политиков, совместная военно-морская операция к уничтожению сети дельцов, занимающихся переправкой нелегалов из Северной Африки на европейский берег, не привела. 

Одним из явных критиков действий военно-морских сил ЕС в Средиземном море была Великобритания. Члены Палаты лордов британского парламента в декабре 2017 года отмечали, что европейские ВМС только облегчают задачу перевозчикам: для них главное было вывести суда в открытое море, из которого нелегалов в любом случае «выловят» европейские моряки. Ну а если и не достанут их из воды, то это останется проблемой совести самих европейцев. То есть даже состояние утлых судов, перевозящих мигрантов, для контрабандистов стало вопросом совершенно неважным. 

Ну а в новой военно-морской операции, которую собрались начать страны ЕС взамен «Софии», также появляются определенные проблемы. Во-первых, если задачей такой операции будет контроль за соблюдением эмбарго, то это перекроет только европейский канал поставки оружия в Ливию, который, как можно догадаться из некоторых сообщений, не основной и в любом случае в ходе предыдущих операций 2015 — 2020 годов неплохо контролировался. Каналы же воздушные и несредиземноморские, которые, кстати, и являются главными, для европейских ВМС и вовсе недосягаемы. 

Во-вторых, остается непонятным, как поступят с остальными функциями ВМС Европейского союза, которые пресекали незаконный экспорт нефти из Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООН или же установили пусть худо-бедно, но действовавший механизм наблюдения за ливийским побережьем. 

И, наконец, третья проблема, в которой Брюссель как коллективный игрок не является первостепенным участником. Имеется в виду вопрос ливийского урегулирования. Любое урегулирование в межливийском противостоянии недейственно в нынешней патовой ситуации. А попытки вмешательства тех или иных заинтересованных региональных и глобальных игроков лишь усугубляют проблему. ЕС же как нейтральный миротворец способен изменить ситуацию к лучшему, но только в том случае, если стороны конфликта сами согласятся на национальное примирение. Пока же у них остается лишь одно желание — уничтожить друг друга.

shavialiou@bsu.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter