Упала звезда

Дело Бо Силая, бывшего члена ЦК КПК, а теперь уже и бывшего коммуниста, получило развитие...

Дело Бо Силая, бывшего партийного руководителя города Чунцина, бывшего члена ЦК КПК, а теперь уже и бывшего коммуниста, о котором писала ранее наша газета, получило развитие. Хотя и долго ожидаемое, но вполне предсказуемое — его отдают под суд. Оптимисты и поклонники, которые ставили на популярность политика в народе и поддержку со стороны «старой гвардии» во главе с бывшим Председателем КНР Цзян Цзэминем, просчитались. Демонстрируя полное единодушие, Постоянный комитет Политбюро ЦК КПК (девять человек, которые реально управляют Китаем и в число которых надеялся войти Бо Силай) накануне недельных выходных (страна празднует 63–ю годовщину своего образования и праздник Середины осени) объявил сразу две новости. Новость номер один — съезд КПК, на котором произойдет передача власти новому поколению руководителей, откроется в Пекине 8 ноября (восемь — традиционно счастливая цифра в китайской нумерологии, с этим считаются даже коммунисты). Новость номер два — Бо Силая отдают под суд не только из–за грубого нарушения партийной дисциплины, но и за другие преступления, среди которых — получение взяток в особо крупных размерах и даже «неподобающее сексуальное поведение» (его обвиняют в многочисленных внебрачных связях).


Начавшийся еще весной скандал с Бо Силаем в сознании граждан чуть ли не затмил предстоящий съезд. Скорее всего, потому, что в отличие от съезда, на котором власть будет передана нынешнему заместителю Председателя КНР Си Цзиньпину (ожидаемо, а значит, без интриги), история с Бо Силаем интригует, держит в напряжении и заставляет задуматься.


Бо Силай — пожалуй, самый харизматичный политик современного Китая. Ху Цзиньтао (как и его будущий преемник Си Цзиньпин) — человек, застегнутый на все пуговицы, полная загадка для внешнего мира. Помню, как один из самых известных британских исследователей современного Китая, много лет здесь проживший и вхожий в ЦК КПК Керри Браун, развел руками: «Мы ничего не знаем о том, какой человек Председатель Ху». Премьера Госсовета Вэнь Цзябао страна привычно и ласково называет «дедушкой» — за всегда чуть извиняющуюся улыбку и заботу о народе. Бо Силай совсем другой: он «красный принц» — родился в семье революционера и соратника Мао Цзэдуна Бо Ибо, на себе испытал все ужасы культурной революции — отец подвергался пыткам, мать, их не выдержав, покончила с собой, сам он прошел через «перевоспитание в деревне». Но в отличие от своих братьев, которые политике предпочли бизнес, а для удобства его ведения даже сменили имена (в Китае это достаточно распространенная практика), Бо Силай ринулся в пучину политических интриг с юности. Как и положено принцу, он любил дорогие костюмы и машины, выделяясь среди других китайских политиков улыбчивостью и нескрываемой роскошью. Об амбициях говорит даже тот факт, что, будучи мэром Даляня, он не только превратил этот город в «северный Гонконг» (что достойно большого уважения), но и построил там площадь по размерам большую, чем главная площадь страны Тяньаньмэнь. Он интеллигентен, образован, знает английский, хорош собой и чертовски обаятелен — он очаровывал не только женщин, но миллионы жителей городов, которыми управлял.


Жители 30–миллионного Чунцина, год назад устраивавшие пляски и фейерверки вокруг судов, где сотнями выносили обвинительные приговоры местным мафиози (среди которых были с десяток полицейских руководителей высокого ранга), известие о судьбе своего бывшего градоначальника встретили со скепсисом: «Бо просто проиграл в этой игре», — говорят. Проблема в том, что жители не только Чунцина уверены: то, что в чем сегодня обвиняют их бывшего руководителя, скорее правило, чем исключение в политике. Взяточничество и коррупция — болезнь, серьезно поразившая общество, и практически все социологические опросы подтверждают: проблемой номер один жители называют именно коррупцию. Которая, кстати, ведет к цинизму и утрате идеалов.


Бо Силай стал не первым руководителем столь высокого ранга, обвиненным в коррупции. В 1998 году тогдашний мэр Пекина был осужден на 16 лет тюрьмы. Взятки он, конечно, брал, но незадолго до передачи власти рассматривался в качестве одного из возможных претендентов на высший пост в стране (впоследствии Председателем КНР стал Цзян Цзэминь). Партийный руководитель Шанхая Чэнь Лянъюй с 2008 года отбывает 18–летнее тюремное заключение все за то же — взяточничество и разбазаривание финансовых средств. Хотя эксперты уверены: суд над Чэнем — попытка (вполне успешная) нынешнего поколения руководителей избавиться от влияния руководителей предыдущих.


Кстати


Сообщает агентство «Синьхуа»:


— Решение снять с занимаемых государственных постов бывшего секретаря парткома города Чунцин Бо Силая говорит о решимости Компартии Китая следовать принципу верховенства закона. Независимо от того, какие высокие посты занимает в партии тот или иной ее член, он несет ответственность за свои действия и понесет суровое наказание в случае нарушения партийной дисциплины и законов партии. Решение отстранить Бо Силая от занимаемых должностей говорит о твердой решимости партии бороться с коррупцией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter