Упал, очнулся — страховка.

Мошенники зарабатывают на диагнозах и автомобилях, а страховые компании создают базу данных подозрительных клиентов.

Мошенники зарабатывают на диагнозах и автомобилях, а страховые компании создают базу данных подозрительных клиентов.

Вместе с развитием страхового бизнеса в стране все больше появляется желающих подзаработать на полисах при помощи различных фальсификаций и липовых справок. В мире эта проблема существует давно, подобные аферы называют даже “семейным бизнесом”. Но страховым мошенникам противостоят серьезные законодательные барьеры. А какова ситуация в Беларуси?

Юридические лица на “рынке” страховых афер фигурируют крайне редко, в основном здесь промышляют отдельные граждане — с виду обычные клиенты, желающие минимизировать возможные потери от неожиданных неприятностей. Но получение страховых выплат для таких “несчастных” является одним из способов заработка.
— Конечно, специалисты отслеживают ситуации с получением страховых выплат, — говорит начальник отдела защиты страховой деятельности БРУСП “Белгосстрах” Александр Беть. — В реальной жизни человек не может постоянно поскальзываться и быть “повышенно травмоопасным” или вдруг разучиться управлять автомобилем и все время попадать в аварии. Явно здесь что-то не так и не исключено, что страхователь хочет таким образом зарабатывать.

Слабая четверка

Четверо граждан Беларуси (трое мужчин и женщина) работали в Украине и проживали в одном общежитии. У себя на Родине они застраховались от несчастных случаев примерно на сто миллионов рублей каждый. К слову, люди, желающие обезопасить себя таким образом, компаниями приветствуются. Особенно, если суммы довольно круглые. За год четверка умудрилась получить по пять — восемь страховых выплат. В общей сложности за полтора года общая сумма составила 154 миллиона рублей. Это как же надо покалечиться несчастным, чтобы получить такую компенсацию? Однако реально их физическое состояние  оказалось весьма далеким от инвалидности.
У одного из мужчин были вдобавок оформлены страховые полисы на жену и сына. Такой крепенький семейный бизнес-подряд. То есть “капало” отовсюду. Но и это не все. Глава семейства был застрахован еще на полмиллиона евро (его “коллеги” тоже имели аналогичные страховки) в одной из украинских компаний и на такую же сумму в одной из стран Евросоюза. Можно представить себе, во сколько обошлись лишь страховые взносы, объем которых составляет около одного процента от суммы страховки.
— Это говорит о том, что белорусские мошенники выходят на международный уровень, профессионально занимаясь страховыми аферами, — считает Александр Беть. — Например, одно из заявлений этих граждан касалось страховых выплат из-за потери здоровья в результате ДТП. Украинская компания провела расследование, и выяснилось, что при указанных клиентом обстоятельствах авария произойти не могла. Но пока шло разбирательство, мужчина успел получить 64 миллиона рублей выплат по автоКАСКО от белорусской стороны! По данным фактам возбуждено уголовное дело (мошенничество в особо крупном размере).
Кстати, аферисты предпочитают “зарабатывать” на двух видах страхования — автоКАСКО и медицинском (от несчастных случаев). Например, в “Белгосстрахе” процентное соотношение полученных взносов и произведенных выплат составляет по автоКАСКО — 95 процентов (проще говоря, с полученных 100 рублей выплачивается 95), по медстрахованию — 65 процентов. По добровольному страхованию от несчастных случаев выплаты физическим лицам составляют 80 процентов от взносов, а юридическим — 32 процента. Похожее соотношение и в других компаниях.

С медсправкой наперевес

Конечно, не все мошенники действуют так масштабно, как вышеупомянутая четверка. Некоторые специализируются на мелких травмах. В основном это растяжения суставов, ушибы и т. д. Цель аферистов — получить в медучреждении официальный документ, дающий основание для выплаты. Там должны поставить диагноз и назначить лечение. Затем специалисты из страховой компании проверяют, насколько точен диагноз и соответствует ли назначенное лечение полученной травме. Иногда пострадавшие специально затягивают процесс выздоровления, чтобы увеличить сумму страховки.

Старая травма

— По некоторым фактам, которые кажутся подозрительными, мы направляем информацию в правоохранительные органы для проведения проверки, — говорит эксперт. — Иначе нельзя. Ведь ни одна из служб безопасности белорусских страховых компаний не имеет специальных полномочий на получение дополнительной информации о клиенте на стадии заключения договора.
На страховке пытаются заработать люди, даже отбывающие наказание. Двадцатидвухлетний парень застраховался от несчастных случаев на 20 тысяч долларов, заплатив взнос около 200 долларов. Через пару месяцев он обратился в страховую компанию и заявил, что катался на велосипеде, упал и травмировал руку. В результате проверки выяснилось, что травма-то давнишняя. В выплате ему было отказано. Тогда парень обратился с жалобой в суд, который назначил экспертизу. После этого жалобы и попытки сорвать страховой куш прекратились.

Доходные зеркала

Автовладелец из Минска дважды обращался в милицию с заявлением о краже со своего “Мерседеса” боковых зеркал заднего вида, противотуманных фар и других наружных аксессуаров. Авто было застраховано, и выплаты составили около десяти миллионов. Когда он обратился с аналогичной претензией третий раз подряд, специалисты страховой компании провели расследование. Оказалось, что машину мужчины в первый раз действительно разукомплектовали воришки. Владелец без проблем получил страховку, а потом понял, что так можно неплохо подзаработать, и уже сам у себя крал.
Немало устанавливается фактов, когда владельцы транспортных средств, попавшие в ДТП, пытаются оформить договоры обязательного страхования гражданской ответственности задним числом. Но подобные факты легко устанавливаются, а в отношении инициатора и исполнителя (страхового агента) возбуждаются уголовные дела.

Банк для подозрительных

Противостоять страховым мошенникам возможно, но для этого усилий одних страховщиков маловато, считают представители этой сферы деятельности. В некоторых странах, если сумма страховых выплат составляет более 15 тысяч долларов, в обязательном порядке должно проводиться расследование страхового случая не только страховщиками, но и правоохранительными органами. Есть страны, где в законодательстве существует понятие страхового мошенничества. В Беларуси этой нормы нет. “В Германии, Швеции, Бельгии, Польше и других странах такое понятие уже введено в законодательство, — говорит Александр Беть. — Это дает возможность правоохранительным органам более эффективно выявлять факты страховых афер. Страховые компании создают совместные бюро, занимающиеся расследованием подобных случаев. На официальной основе налажен обмен информацией с правоохранительными органами и так далее. Белорусская ассоциация страховщиков уже ведет работу по созданию банка данных подозрительных клиентов, которые путем фальсификации документов получают незаконные страховые выплаты. И такой банк данных обязательно должен быть создан, иначе страховой бизнес может превратиться в средство наживы мошенников”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter