Университеты университета
Поступить в вуз – еще не значит стать студентом, что иной раз подтверждает первая же сессия. Как же научиться учиться в вузе, правильно выстроить свои отношения с сокурсниками и преподавателями? На эти вопросы отвечает директор психологической службы БГУ Руслан Петрович Попок:
Поступить в вуз – еще не значит стать студентом, что иной раз подтверждает первая же сессия. Как же научиться учиться в вузе, правильно выстроить свои отношения с сокурсниками и преподавателями? На эти вопросы отвечает директор психологической службы БГУ Руслан Петрович Попок:
— Начнем с того, что процессы обучения в школе и в университете существенно различаются. В школе обучение – инструктивное, навязчивое, в вузе — более самостоятельное. В университете начинает проявляться индивидуальность человека. Здесь очень важны такие качества, как мобильность и умение ориентироваться в любой ситуации.
В школе к одиннадцатому классу выпускник уже обладает неким статусом. Придя в вуз, нужно все начинать сначала. Поэтому первое время межличностные отношения в академических группах носят критический характер. Безусловно, это очень сложно, зато есть возможность поэкспериментировать, показать себя с лучшей стороны.
— Почему так часто студенты с первых же дней учебы в вузе испытывают разочарование?
— Когда молодой человек собирается поступать в вуз, он создает идеальный образ последнего. А поступив, ищет подтверждения нарисованному образу. Но наступает момент, когда он понимает, что университет – это не совсем то, чего он ожидал. Это критический момент – момент разочарования. А затем студент начинает создавать новый, реальный образ. Начинает размышлять, зачем он получает образование. И если изначально молодой человек считал: «Я поступил – я уже успешный», то теперь: «Я поступил, я буду успешным».
— Есть ли разница между отношениями «ученик—учитель» и «студент— преподаватель»?
— Безусловно. «Учитель—ученик» — это отношения почти на равных, сродни отношениям «ребенок – родитель». Преподаватель же выступает в роли руководителя с доминирующей функцией, его главная задача – научить студента получать знания самостоятельно.
Главное отличие в этих видах отношений: студент должен найти подход к преподавателю, в то время как к ученику подход ищет учитель.
— Как первокурснику быстрее адаптироваться к новой среде, новым людям?
— Есть два этапа адаптации: пассивный и активный. Пассивный предполагает получение и анализ информации. Причем студент не только получает информацию, но и думает, как ее применить в будущем. Активный этап – применение накопленных знаний, проявление лидерских качеств. Переход от первого этапа ко второму зависит от характера, темперамента, умения общаться. Причем «штампы» общения, которые действовали в школе, в вузе уже не действуют, нужно искать новые способы.
В среднем пассивный этап длится первые один-два месяца обучения. Полный цикл адаптации проходит за первый курс. Студент сдает первую сессию, приобретает навыки, а во время второй уже их применяет.
— А где и как первокурснику научиться общаться?
— Очень легко знакомиться в местах, где собирается много первокурсников. В библиотечной очереди за учебниками, в столовой, в банке, когда выдают первую стипендию. В таких местах всегда можно познакомиться и со старшекурсниками, и с ровесниками.
Можно найти для общения группу единомышленников –например, записаться в спортивную секцию или в студенческий театр.
Эффективен прием ассоциаций, когда человек читает книгу или смотрит молодежный фильм и наблюдает, как в той или иной ситуации ведет себя герой. Запоминает, а потом применяет на практике.
Можно поучаствовать в так называемом тренинге «Общение», который должен проводить квалифицированный специалист. Кроме того, в каждом университете сегодня есть психолог, к которому можно обратиться за помощью.
— Многие студенты живут в общежитии. Получается, их жизнь меняется и в бытовом плане…
— Такая жизнь – хорошая возможность попробовать свои силы. Почему минчане так любят приходить в общежития? Потому что им хочется почувствовать атмосферу самостоятельности.
Жизнь в общаге всегда насыщена событиями. И кстати, это едва ли не самое лучшее место для налаживания знакомств.
***
Как вы думаете, что наступает вслед за праздником 1 сентября, торжественно именуемым Днем знаний? Учебные будни? Как бы не так! На смену торжеству и приподнятости приходит… стресс. Ведь еще вчера можно было спать вволю, а сегодня надо идти в детский садик, где сон, обед и прогулка – по строгому расписанию… Еще вчера можно было гонять на велике до темноты, а сегодня надо делать уроки. Еще вчера о тебе беспокоилась мама, а сегодня ты один в незнакомом городе…
Если простой переезд сравнивают с пожаром, то с чем сравнить переход к новому этапу жизни, который каждый год совершают наши дети, когда идут первый раз в детский сад, первый класс, вуз? Про трудности адаптационного периода знают опытные психологи, педагоги, медики. Возможно, вам пригодятся их советы.