Олег Анофриев заряжал зрителей оптимизмом и силой духа

Универсальный артист

Серьезный драматический артист, певец с невероятно сильным и узнаваемым голосом, талантливый композитор, мастер озвучивания мультфильмов, так много сделавший для анимационного жанра. Персонажи Анофриева — живые и веселые герои-оптимисты, все проблемы воспринимающие с улыбкой, с крепким внутренним стержнем, доброжелательным отношением к миру.


Наверное, никто, кроме Олега Андреевича, не мог похвастаться тем, что в одном и том же мультфильме озвучил сразу несколько героев. Его голосом говорят Львенок и Черепаха в сказке «Как Львенок и Черепаха пели песню», (притом артист не скрывал, что наделил Черепаху чертами актрисы Фаины Раневской). Анофриев вспоминал, что Фаина Георгиевна всем коллегам давала прозвища. «И меня она наградила прозвищем, каким — не скажу, но обидным, — говорил Анофриев в одном из интервью. — И ведь оно оправдалось. Это касалось профессионального отношения к театру, который я потом действительно бросил. Но как она могла это угадать?.. А Львенок — это я, и по характеру, и по поведению. Он одновременно и смущается, и задирается, и нахальничает. Я абсолютно такой же!» 

Олег Анофриев — настоящий феномен, подобного нет даже в Голливуде. Так изменять голос и интонации, быть и ребенком, и злодеем, и добрым сказочником, и диковинным животным! Его голос навсегда остался запечатленным не только в многочисленных мультфильмах, но и передаче «Спокойной ночи, малыши!». Под его голос засыпали миллионы советских ребятишек. Песня «Есть только миг…» на стихи Леонида Дербенева и музыку Александра Зацепина из кинофильма «Земля Санникова» в его исполнении поистине стала культовой. Кто только ни пытался ее после перепеть, все равно версия Анофриева так и осталась непревзойденной. Чистота и какое-то благородство вокала были в этой песне и, конечно, внутренний аристократизм, интеллигентность, которые не приходят к актеру вместе со званиями, они или есть, или их нет. 

Время оказывает влияние на формирование таланта. Ранние работы Анофриева пронизаны оптимистическим духом «шестидесятничества». Картины с его участием «Коллеги», «Друзья и годы», «Сказка о потерянном времени» насыщены таким солнечным светом, что согревают нас и сегодня. Хотя сам артист не жаловал свои ранние киноработы, считал их в некотором смысле однотипными за редким исключением. 

Настоящий человек-оркестр на экране, а в жизни — философ, мудрец, книгочей… Выпускник Школы-студии МХАТ, он работал в нескольких московских театрах, в театре им. Моссовета блестяще сыграл Василия Теркина. В этом театре проработал почти 10 лет. Но позже признавался, что его свободолюбивая натура не терпит работы в коллективе, где любой вчерашний приятель может переступить через тебя ради своих интересов. «Это свойство моего характера. Поэтому я и ушел из театра. Я не могу играть в ансамбле. Мне всегда кажется, что все не так, что кто-то плохо играет, а кто-то лучше, так, как я не могу. Как правило, я хочу все переиначить по-своему. Не знаю, плохо это или хорошо». 

Место театра в его жизни заняли кино, песни, дубляж, озвучивание мульт­фильмов… Как композитор написал более 50 песен.

Кажется, Олег Андреевич никогда не позволял себе показаться в плохом настроении в публичном пространстве, хотя поводы для грусти были. Для нас, зрителей, он оставался человеком-праздником. Даже в трудные 1990-е годы. После сборных театральных выступлений сам выходил в фойе торговать своими многочисленными и выученными нами на зубок дисками. Одна из таких мимолетных встреч на одной из театральных площадок навсегда врезалась в память… Запомнились толстые стекла его очков и добрые глаза за ними. Народ расхаживал у лотка и вдруг узнавал продавца — и не верил своим глазам. И сразу наперебой у него просили автографы и лезли в сумку за фотоаппаратом. Олег Андреевич никому не отказывал, только грустно смотрел на эту суету. Кто бы мог сравниться сегодня с его универсальным дарованием? Какие стендаперы или звезды Ютуба? Далеко им до его вкуса и интеллекта. 

Пронзительный и щедрый дар с годами не ушел, но стал менее востребованным. Появлялись новые герои и новые песни. Но в каких фильмах 1990-х годов с их криминальными разборками или экзистенциальными драмами представимы песни Олега Анофриева? Наверное, поэтому в 1992 году он сам дебютировал как кинорежиссер и снял легкую лирическую картину «Быть влюбленным» с Галиной Польских, Светланой Немоляевой и Александром Лазаревым в главных ролях. В этой картине Анофриев выступил одновременно и в качестве композитора. Он не скрывал, что у него тяжелый, несговорчивый характер. Может быть, поэтому уже многое было ему не интересно, на компромиссы в творчестве он не шел. В то время как многие из его коллег суетливо перестраивались, пытались найти себя в новых амплуа, вовсю торговали лицом, пытаясь во что бы то ни стало рассмешить, Анофриев до этого не опускался. 

О  себе он говорил так: «…Я определяю себя одним словом — артист. Не актер, не музыкант, не поэт, я артист. Я артистическая на-ту-ра. Значит, я должен уметь все. К сожалению, я не умею заниматься живописью, рисовать. Это мой большой недостаток. Остальное вроде мне подвластно». Олег Андреевич всегда был большим патриотом и не стеснялся этого: «Я за мою родную землю. Она слишком дорого далась мне. У меня погиб старший брат, отсидел 15 лет каторги второй брат за то, что попал в плен. Так что у меня свои счеты на эту тему».

Жаль, что позднего Анофриева, убеленного сединами, снимали не так часто. Говорят, он даже немного обиделся на режиссера Аллу Сурикову за то, что в своей комедии «Человек с бульвара Капуцинов» она нашла для него лишь эпизодическую роль тапера. На какие-то вопросы он ответил сам в выпущенной в 1999 году книге «Солдат и балерина». В ней собраны стихи, тексты песен, воспоминания об актерах, режиссерах, исполнителях, с которыми ему довелось работать и встречаться в жизни, — Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Серафима Бирман, Николай Охлопков, Николай Крючков, Евгений Весник, Георгий Вицин, Анатолий Папанов и многие другие. Всегда его надежной гаванью оставалась семья и счастливый многолетний брак с женой Натальей. Она всегда понимала его и была верным другом. В последние годы артист удалился от суеты и жил в подмосковной деревне Козино в Одинцовском районе. Ушел из жизни Олег Анофриев 28 марта 2018 года. Похоронен на Аксиньинском кладбище Одинцовского района Московской области.

ЦИТАТА

«Мой оптимизм имеет, грубо говоря, материальную основу. У меня всегда было правило: обеспечивать семью и своих близких. Для этого я все жилы вытягивал, мотался с концертами по стране, у меня было бешеное количество концертов. Это же сейчас можно спеть одну песню один раз в месяц и получить за это приличные деньги. А в 50—60-е годы я за концерт получал 13 руб­лей 50 копеек».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter