Унисекс на рынке труда

О гендерном равноправии

На днях я вызвала сантехника — по объявлению, которое прочитала в рекламной газете. В назначенное время на пороге моей квартиры появилась... дама. С чемоданчиком инструментов и кокетливой заколкой в прическе. Оказалось, она и есть сантехник. «Я вообще–то диспетчером работала, но когда меня сократили, вспомнила, чему училась когда–то в БПИ, правда, только три курса окончила, а потом дочку родила, не до учебы было...» — рассказала она, пока устраняла неполадки в душевой кабине.


Дама–сантехник сегодня  вовсе не экзотика. Специалисты отмечают, что на рынке труда обозначилась новая тенденция: так называемые гендерные должности, то есть те, на которые раньше шли только мужчины или только женщины, уходят в прошлое. Женщины становятся прорабами, автослесарями, охранниками. А мужчины — продавцами, косметологами, нянями. На рынке труда побеждает унисекс! Ну и почему же он побеждает?


Найти достойную работу сегодня непросто. Особенно женщинам! Предложения по традиционно женским профессиям — бухгалтер, экономист, юрист, технолог, педагог — сегодня значительно превышают спрос. Рынок труда ориентирован в основном на рабочие профессии: они составляют 73,4 процента от общего количества вакансий. Больше всего шансов трудоустроиться у строителей, водителей, машинистов экскаваторов, бульдозеров и т.д. Женщин долгое время эти вакансии не вдохновляли, но вот сегодня, похоже, ситуация меняется. Точнее, сами дамы ее пытаются изменить. Возможностей для этого, прямо скажем, немного. Самая простая и, так сказать, результативная — потеснить мужчин, овладеть чисто мужскими профессиями, поменяться местами с сильным полом. Теснят, меняются... Психологи объясняют, что в этом «броуновском движении» есть своя изюминка. Мол, женщина на мужской позиции помогает фирме отличаться от конкурентов. Например, женщина–автослесарь, если она еще и хороший профессионал, обязательно будет привлекать в автосервис новых клиентов. А мужчина–косметолог вызывает больше доверия у посетительниц. Не знаю... Я лично все–таки доверяю свой автомобиль мужчине–автослесарю, а уход за лицом вообще только себе самой. И победа унисекса на рынке труда восторга у меня совсем не вызывает. А вот вопросы — да.


Безработица у нас уже больше десяти лет имеет женское лицо. И все это время от «лица» норовят не то что совсем отвернуться, но не слишком его замечать. Сегодня среди 41,7 тысячи официально зарегистрированных безработные женщины составляют больше половины. Нельзя сказать, что они предоставлены сами себе. За эти годы выработан даже некий алгоритм взаимоотношений «женщина — работа». В государственной программе занятости на каждый год предусматривается специальный раздел по «женскому вопросу», проводятся ярмарки вакансий, предлагается профессиональное обучение, создаются субсидированные и ученические рабочие места для женщин. Ну а корабль безработицы между тем плывет — как и 5, и 10, и 15 лет назад... Его курс не меняется, по–моему, потому, что у рулевых взгляд на женщину — как на второсортного участника рынка труда, как на инвалида, которому вроде бы нужно помочь, но при этом не ущемляя главных игроков на рынке.


Между тем гендерное равноправие, о котором сегодня наконец открыто говорят, требует создания равных возможностей и правовых механизмов на рынке труда, а не вспомоществования якобы второсортным его игрокам. Именно это положение прописано в Законе «О гендерном равенстве», который действует практически во всех постсоветских странах. В Беларуси модельный проект такого закона был разработан еще в 2000 году. Но до сих пор так и не рассмотрен. Правда, принят уже третий по счету Национальный план по гендерному равенству. Но дальше правильных деклараций дело как–то не идет. Или все–таки пошло? Женщины осваивают профессии сантехников, водителей, строителей. Ну а мужчины идут за прилавок, в парикмахерские, просто на кухню. Интересно, и куда же нас заведет этот унисекс?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter