Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр знают в Италии, Германии, Великобритании, Чехии. Но выступать больше всего молодые музыканты любят дома

Уникальная лаборатория музыкальной элиты

Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр знают в Италии, Германии, Великобритании, Чехии. Но выступать больше всего молодые музыканты любят дома


Оркестр был создан в марте 2008 года по инициативе Постоянного Комитета Союзного государства и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. И за это время стал своего рода фирменным знаком достижений наших стран в области строительства общего дома.

Возраст участников проекта от 15 до 18 лет. Это учащиеся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории  и Республиканского колледжа при Белорусской академии музыки, в которых  учатся талантливые дети из всех регионов России и Беларуси. Руководят коллективом дирижер симфонических оркестров Центральной музыкальной школы и Московской государственной консерватории им. Чайковского Вячеслав Валеев (Россия) и дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Иван Костяхин (Беларусь).

Уникальность же коллектива оркестра в том, что, будучи единым оркестром, вместе ребята репетируют всего несколько дней. Большую часть времени музыканты работают  самостоятельно по оговоренной ранее программе. И лишь перед гастролями собираются вместе. На успешную историю Молодежного симфонического оркестра, говорят руководители коллектива, работают близкая ментальность россиян и белорусов, сходные культурные традиции, близость музыкальных школ.

Нынешний год для оркестра ознаменовался большими гастролями по России и Беларуси, посвященными 70-летию Великой Победы. Они открылись 2 мая концертом в Минске в Большом зале Белорусской филармонии, 3 мая состоялось выступление во Дворце культуры Молодечно, 9 мая — на открытой площадке у Театра оперы и балета в Воронеже, а завершилось творческое турне в Москве на Поклонной горе.

— Дата, конечно, обязывала, и репертуар мы подбирали коллегиально, — рассказал Вячеслав Валеев. — Четвертая симфония — это же битва человека с роком, а у нас с силой рока бился весь народ. По всем фортификационным и математическим показателям, казалось, мы должны были проиграть, но мы выиграли!..

Чудо Победы — пасхальное чудо, оно живет в каждом из нас и не дает никому забыть о личных трагедиях. Мы подбирали такие вещи, чтобы максимально тронуть народ. Вот взяли Вивальди, думали, что объявим этот Концерт как триумф победителей, но потом решили, что народ и так все поймет, зачем разъяснять?.. Люди понимают, что мы играем не только русскую и белорусскую музыку, нам не чужды и европейские сочинения. А Сергей Рахманинов — это преодоление кризиса человеком, который вернул себе духовное состояние, в котором есть место и состраданию, и человеколюбию, и правде, и справедливости. Не пересказать, что композитор испытал за эти три года, когда не мог писать музыку, вообще ничего не мог делать. И этот Концерт родился у него как очистительное пламя — необыкновенный выход творческих сил. Эта рахманиновская вещь, мне кажется, заняла подобающее место в ткани нашего концерта, ведь ощущение Победы сплетается из неисчислимого множества эмоций.

Особенность репертуарной политики Молодежного белорусско-российского оркестра в том, что в программу обязательно включаются произведения наших соотечественников. И для зрителей их имена часто становятся открытием. Так было с белорусскими  композиторами Л. Абелиовичем и Д. Смольским, открывшим любителям музыки нежное звучание цимбал.

В будущем году Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр ждут выступления на “Славянском базаре в Витебске”. Запланировано и новое турне Белгород — Гродно — Вильнюс

На концерте в Москве впервые были исполнены Концерт для цимбал № 3 с оркестром Дмитрия Смольского, солировала лауреат международных конкурсов Яна Славашевич (Беларусь), и Концертный вальс В. Солтана. Настоящим сюрпризом для зрителей стало исполнение (тоже впервые) еще двух произведений.

Вячеслав Валеев необычайно артистично дирижировал попурри на темы славянских мелодий “Беловежская пуща” в аранжировке А. Бесогонова, приглашая зрителей к сотворчеству. Мелодии были одна зажигательнее другой — “Валенки, ой да не подшиты, стареньки”, “Ніч яка місячна”, “Беловежская пуща”, “Калинка-малинка”. Прозвучала фантазия на тему военных песен в аранжировке Д. Писаревского “Песни Победы”. Там были и “Дороги”, и “Синий платочек”, и “Цыганка-молдаванка”... Зрители пели вместе с оркестром.


Прием прямого обращения к залу от лица исполнителей становится фирменным знаком Молодежного оркестра.

— В Минске зал участвовал даже в большей степени, чем в Москве, — говорит Иван Костяхин. — Чего никто не ожидал, потому что это зал филармонии, все приходят строгие, как на концерт в консерваторию. И вдруг звучит попурри! И люди пели со слезами на глазах.

— Иван очень сомневался, что белорусы, а он считает земляков более сдержанными в проявлении чувств по сравнению с россиянами, запоют, — вспоминает Вячеслав Валеев. —  А на концерте в Минске они пели, да еще как!.. Женщины, мужчины, а особенно — курсанты на первом ряду. Не говоря о Молодечно — там зрителей было не остановить. И, конечно, не говоря о концерте в Зале Полководцев в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. После концерта люди долго общались, никому не хотелось расходиться. Ваня посмотрел на все это и сказал: “Да, я, кажется, ошибался”.


Прямая речь


Иван КОСТЯХИН, дирижер Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра:

— С молодежью работать непросто, но безумно интересно. Дирижер и так всегда немножко и режиссер, и управленец, и рефери, а иногда и диктатор. Но в случае с юными дарованиями он еще и наставник. Впрочем, это тот случай, когда обмен энергией и эмоциями взаимен: настолько подкупает искренность юных оркестрантов, их вера в силу музыки, что работать хочется больше и больше. За эту эмоциональность, за мощную энергетику, которую излучают молодые дарования, зритель прощает “молодежке” даже некоторые погрешности, если они случаются. Наш оркестр не только имиджевый проект и визитная карточка Союзного государства, но и творческая лаборатория для молодежной элиты Беларуси и России.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter