Уму время, душе — час

Всего за один урок в неделю можно познакомить школьников с основами православной культуры Представлять Аллу БОРОДИНУ можно долго: она педагог, директор школы, автор учебно-методических пособий и разработчик образовательных курсов “Основы православной культуры” и “История религиозной культуры”, президент Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры, главный редактор издательства “Основы православной культуры”, кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени Русской православной церкви... А еще — гармоничный и очень убедительный в своей спокойной уверенности человек. Так выглядят люди, давно и наверняка знающие, зачем они живут.

— Я откликнулась на просьбу организаторов III Духовно-просветительской выставки-ярмарки “Пакроўскi кiрмаш”, — объяснила Алла Валентиновна причину своего недавнего появления в Минске. — Мы приехали показать литературу, которая издана по курсу “Основы православной культуры”, это более 15 наименований учебных пособий для детей, пособия для учителей, серия лекций, рабочие тетради. Как было отказать, если Беларусь — нечто совсем родное, духовно мы с вами очень близки. Кроме того, мне самой интересно посмотреть, что в этом направлении делается в вашей стране.
На авторский семинар Аллы Бородиной в Академии последипломного образования собрались белорусские учителя, которые ведут разработанный ею курс в общеобразовательных и воскресных школах, духовной семинарии и очень светском высшем учебном заведении — Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.
— Первый же учебник под названием “Основы православной культуры” вызвал много вопросов, в том числе от священников, которые возражали даже против сочетания слов “православие” и “культура”. Культура, говорили они, родилась в результате грехопадения, потери контакта человека с богом, а нынешняя культура — падшая. Но наш педагогический и социальный опыт свидетельствует, что православная культура есть, ее элементы содержатся в литературе и искусстве. Поэтому в школе должен быть небольшой курс, изучающий основы этой культуры, всего один час в неделю.
Курс “Основы православной культуры” ввели некоторые школы в Москве и других городах России, отдельные регионы даже сделали его обязательным. Он оказался востребованным и за рубежом. Для меня столь широкое его распространение в каком-то смысле неожиданное. Я не предполагала, что не только в Брянске, Рязани, во Владивостоке и на Камчатке, но даже в Сан-Франциско, Австралии и Аргентине будут идти уроки, посвященные православной культуре. Причем результаты “обкатки” нового предмета в школах получились хорошие. Например, обычный московский класс из тридцати детей разных национальностей, который в числе первых изучал этот курс, получил статус гимназического. Исследование психолога показало, что к концу четвертого класса “Основы православной культуры” остался единственным предметом, к которому интерес детей не угас. Обычно к этому времени дети устают от привычных уроков. Родители тех, первых учеников уговорили директора продолжать уроки православной культуры и в пятом классе.
— Вы хотите сказать, что класс получил статус гимназического благодаря постижению основ православной культуры?
— Это ведь не вероучительный, а религиозно-познавательный курс, его содержание — культура. Он дает знания об истории формирования православной культуры, отечественных традиций в быту, воспитании. Один курс на один час в неделю помогает базовые предметы вытягивать на более качественный уровень. Потому что невозможно прочесть произведения Достоевского или поэтов Серебряного века, не понимая, что означают для русского сознания православные символы — крест, распятие, Голгофа, Оптина пустынь, Неопалимая Купина. Я многим старшеклассникам и студентам задавала, казалось бы, простой вопрос — об идее одного из программных произведений русской литературы, романа “Преступление и наказание” Федора Михайловича Достоевского. Ответы были самые разные, но никто не сформулировал идею так, как автор — “В чем есть православие?”
— Вы создавали курс по заказу издательства, церкви или Министерства образования?
— Нет, это была моя личная инициатива как педагога, директора школы и родителя. До тех пор у нас проводились рождественские чтения, мы встречались, обменивались мнениями, сетовали, что в современном обществе идет разрушение образования и культуры, соглашались, что этому надо противостоять. Ну кто, кроме учителей, будет этим заниматься? Иногда мне кажется, что воспитанные, умные дети не нужны даже министру образования. Здоровый, умный, воспитанный ребенок, который будет заботиться о своих родителях, продолжать наши культурные традиции, нужен только родителям и учителю.
— На мой неверующий взгляд, религиозные убеждения с трудом вписываются в эпоху научного мировоззрения...
— Научное мировоззрение не противоречит духовности. В России тоже поднималась волна неприязненного отношения ко всему, что связано с религией. Она постепенно гаснет — видимо, финансовые и организационные силы у инициаторов кончаются. Но до сих пор делаются попытки исказить, передернуть суть курса “Основы православной культуры” в СМИ. Недавно, например, издательство посетила съемочная группа RenTV. Я уделила им время, разрешила снимать. Но как они подали материал?! Рассказывая о курсе “Основы православной культуры”, показали кадры, которые были сделаны в православной гимназии. Телезрители увидели, как дети идут на урок Закона Божьего, который ведет священник, молятся в контексте рассказа о культурологическом образовательном курсе.
Но родители все равно за “Основы православной культуры”, потому что у нас процесс обучения открытый, мы не прячемся, не желаем, чтобы учитель как-то духовно окормлял ребенка. Православная традиция — это церковь и священник, но во церковной ограде, а у нас учреждение образования и воспитания.
— Вы взялись за разработку курсов и написание учебников, уже вырастив своих детей?
— Мои дочери уже взрослые, но начинала я работать, когда младшая еще только собиралась в школу. Мы тогда посмотрели много школ, потому что ребенок одаренный, хорошо подготовленный. Искали учебное заведение, где дочери будет хорошо, и, конечно, без духовного, ценностного направления мы бы школу не выбрали. Сейчас младшая дочь учится в двух институтах. Она тоже педагог и даже имеет практику — правда, непродолжительную, всего один месяц. Старшая дочь получила два высших образования, она автор, писатель, поэт.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter