Что ждет ОАО «Светлогорский машиностроительный завод» после слияния с «Гомсельмаш»?

Умножение путем сокращения

Простая, казалось бы, задача. Дано: прибыльное предприятие, которое находится в небольшом населенном пункте и является там чуть ли не единственным работодателем. Его планируется лишить само-  стоятельности, т.е. статуса юрлица, и на правах цеха влить в «Гомсельмаш». Что получится в итоге, точно не может сказать никто.

 

Речь идет об ОАО «Светлогорский машиностроительный завод», расположенном в поселке Сосновый Бор. В отличие от гомельского гиганта это небольшое аккуратное предприятие даже в кризисные времена прибыльное, с чистой кредитной историей. На такое любой заказчик пойдет. А какая судьба его ждет, когда станет периферийным пасынком… 

Сегодня предприятие обеспечивает зарплату более чем 280 местным жителям, за его счет развивается инфраструктура поселка. С заводом связаны почти все 2,5 тысячи жителей Соснового Бора, практически каждая местная семья. И очень ценят свое производство. Хоть сильным оно являлось далеко не всегда. 

Поселок Сосновый Бор построили в 50-х годах прошлого века почти в голом поле, на торфянике. Через три десятилетия полезный слой выработался, предприятие пришло в упадок, поселок постепенно стал терять своих жителей. Вторая жизнь в Сосновом Бору началась вместе с перепрофилированием добывающего производства в металлообрабатывающее. Главная цель такого шага — создание рабочих мест. Первоначально, в 80 — 90-х, завод специализировался на производстве простейших частей для сельхозтехники. 

Как ни удивительно, но сосновоборские машиностроители смогли вырасти, выбиться из статуса социального поселкового производства. Буквально с нуля умудрились создать современное металлообрабатывающее производство. Например, недавно установили плазменный комплекс, один из самых современных на сегодня в стране. Источник энергии — последней модификации, кстати, самый мощный в Беларуси. Режущая головка вращается в трех плоскостях, способна резать металлический лист толщиной 150 мм — толще, чем броня у боевых машин пехоты! — под углом. 

Впрочем, весь завод производит очень неожиданное впечатление. У местных жителей фирменная шутка: просить гостей захватить резиновые сапоги. Мол, местность полусельская, грязь по колено… Грешен, сам поверил: нарядился в костюмчик попроще и обувку, которую не жалко выбросить. И оконфузился. Завод — точно игрушечный: чистенький, на дорожках разметка, отделяющая пешеходов от машин, все цеха покрашены, вычищены, даже, так сказать, задворки зеленеют покошенными газонами… Говорят, к аккуратности приучались постепенно, руководителю иной раз приходилось и экспрессивно выразиться. Но теперь выбрось окурок мимо урны — подвергнешься обструкции коллег по цеху. 

Но самое интересное внутри. Все оборудование — этого века выпуска. Полуавтоматические и автоматические аппараты сварки, роботы. Обрабатывающий комплекс Spinner: его 32 инструмента заменяют   7 станков. Покрасочные камеры… Последние семь лет предприятие вкладывало в новое оборудование в среднем  1,2 млн долларов в год. 

Нечто подобное видел только в итальянской Болонье: небольшие аккуратные корпуса, современное оборудование, высокая производительность. Кстати, на СМЗ в 2013 году она только самую малость не дотянула до 100 тыс. долларов выручки на одного работника. Сейчас, конечно, меньше. Подкачал основной заказчик — «Гомсельмаш». По сравнению с позапрошлым годом объемы упали в три раза. Проблемы управляющей компании сосновоборцев, понятно, волнуют. Но здесь уверены: заказчики на продукцию их завода найдутся. Сейчас идут переговоры с польскими, немецкими, российскими компаниями. У современных небольших и мобильных машиностроительных пред-приятий перспективы есть. На Западе, даже в соседней Польше, зарплатные аппетиты рабочих убивают производство. В России люди менее притязательны, но и квалификация зачастую хромает. Да и инфраструктура в тамошней глубинке оставляет желать лучшего. И куда пойдут детали и комплектующие заказывать? В Беларусь. Собственно, к СМЗ уже приглядываются. На предприятии постепенно в цехах убирают старые бетонные полы, заменяя их наливными. Готовят место под новое оборудование. Какое? Еще точно не знают. Но когда партнеры придут, все должно быть подготовлено, чтобы недостающие станки поставить и выполнять заказы. Возможно, просто хитрят сосновоборцы: не хотят окончательно раскрывать все карты. 

Впрочем, инвестиционная сказка с интересными зарубежными партнерами может закончиться, так толком и не начавшись. Если завод лишат самостоятельности, пойдут ли инвесторы на сотрудничество с цехом убыточного «Гомсельмаша»? Сможет ли гигант загрузить сосновоборское производство заказами и своевременно оплатить работу? Зачем ликвидировать предприятие, которое нормально работает? Других проблемных участков мало? 

Пресс-секретарь Министерства промышленности Сергей Шалай озвучил позицию ведомства. Мол, ничего сверхъестественного не происходит. Идет живой процесс изменения в промышленности. Конечно, «Гомсельмашу» сегодня нелегко. И он всеми путями пытается снизить издержки. В том числе и за счет оптимизации структуры. Сергей Шалай заверил: все делается в рамках законодательства. Зачем укрупнять производство, когда весь мир пытается делать ставку на малые специализированные предприятия? Представитель министерства констатировал: надо идти своим путем, изобретать что-то новое, никого не повторять. Мол, копирование не дает конкурентоспособности. Нужно что-то свое нащупывать в стратегии развития предприятий. 

Что же, определенное рациональное зерно во взглядах отраслевого ведомства есть. Главное, чтобы кроме теоретических выкладок был практический результат. Но повлияет ли положительно перевод ОАО «СМЗ» в разряд цехов — однозначного ответа на вопрос нет. Ведь на долю его изделий приходится всего около 2% в себестоимости зерноуборочных машин. Лишить нормально работающее предприятие статуса юрлица несложно. Но если «Гомсельмаш» не загрузит сосновоборские мощности, люди снова, как в 80-х и 90-х, побегут из поселка. И сложившийся и устоявшийся коллектив развалится. Удастся ли его собрать снова? Впрочем, цыплят по осени считают. Главное, чтобы они были. Если от оптимизации комбайны станут конкурентоспособны — великолепно. А если в стране станет на одно прибыльное предприятие меньше, но на один убыточный цех больше?..

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter