Уметь просчитать, а не обсчитать...
14.02.2012 19:13:32
На рынке труда в деревне теперь не так просто найти свободную «нишу предприимчивости».
НУЖНО ли учить сельчанина? И если все-таки необходимо, то — чему? Убежден: так просто, на пустом месте, самотеком, предпринимательство, мелкий бизнес, фермерство, даже просто грамотное ведение ЛПХ не разовьются. Нужно просвещать, направлять людей инициативных, готовых рискнуть…
Освоиться на нижней ступеньке под названием «ЛПХ», так и не взобравшись повыше? Согласно последним исследованиям, в республике немало таких проектов — самодостаточных, быть может, с точки зрения их инициаторов. Но, согласитесь, не сильно перспективных в плане выхода хотя бы на уровень КФХ.
Что мешает двигаться вверх по лестнице успешности? Вот тут и вступают в дело азы маркетинговой стратегии. Практика показывает: зачастую владельцам небольших предпринимательских инициатив не хватает именно знаний, информации. Прежде всего о рынках сбыта, где и как что востребовано — в первую очередь! Нужно вооружаться приемами — простыми, но эффективными — использования средств. Находить оптимальный баланс по линии «затраты — прибыль».
Кто он сегодня, белорусский сельский предприниматель? По заказу Международного фонда развития сельских территорий в прошлом году было проведено любопытное социологическое исследование. Так вот, оказалось, средний возраст современного белорусского предпринимателя в сельской глубинке — 37 лет. (Оговорюсь сразу, что под исследование подпадали не только фермеры, хозяева ЛПХ, но и те, кто ведет бизнес в глубинке не от земли, например, мелкий торговый. — Авт.) Четверть опрошенных имеют высшее образование, примерно четыре процента — незаконченное высшее, среднеспециальное — чуть меньше половины, и еще четверть — среднее. Причем далеко не во всех случаях образование — по аграрному профилю. И уж совсем немного среди обладателей «корочек» ссузов нашлось людей с экономическим аграрным образованием. Чаще встречались «узкие» специалисты — например, зоотехники, ветеринары… Причем получали они образование довольно давно — лет десять-пятнадцать назад. Курсов дополнительных не оканчивали, стажировок не проходили. Это настораживает, так как априори этим людям будет сложнее не отстать, не затеряться на бурно развивающемся рынке.
У предприимчивых сельчан есть желание делиться своим опытом, задумками, но, опять-таки, возникает вопрос — с кем? Селу деловому явно не хватает профессионала-консультанта, от которого можно получить реальную помощь в решении самых разных вопросов. А какие проблемы больше всего волнуют? Сложности с правильным оформлением документов, трудности с получением кредитов и покупкой техники (в последнее время отечественный мини-трактор становится едва ли не розовой мечтой!), нередки «стопоры» с выделением земли. В самой бизнес-среде ощутим дефицит управленческого опыта, а если шире — нехватка квалифицированных кадров. Поэтому даже при наличии свободных кредитных средств, капиталов не всегда есть шанс, что будет кому ими грамотно распорядиться!
Преодолевать все вышеназванные препоны поможет, в том числе и селу, грамотный маркетинг в виде малобюджетных форм, не слишком заумных и затратных. Деревенского человека важно вооружить четкими практическими навыками и тактическими ходами…
Эдуард ЧУРЛЕЙ,
заместитель председателя правления ОО «Гильдия маркетологов», консультант в сфере маркетингового анализа, бизнес-тренер МВА