Уметь просчитать, а не обсчитать...

НУЖНО ли учить сельчанина? И если все-таки необходимо, то — чему? Убежден: так просто, на пустом месте, самотеком, предпринимательство, мелкий бизнес, фермерство, даже просто грамотное ведение ЛПХ не разовьются. Нужно просвещать, направлять людей инициативных, готовых рискнуть…

На рынке труда в деревне теперь не так просто найти свободную «нишу предприимчивости».

НУЖНО ли учить сельчанина? И если все-таки необходимо, то — чему? Убежден: так просто, на пустом месте, самотеком, предпринимательство, мелкий бизнес, фермерство, даже просто грамотное ведение ЛПХ не разовьются. Нужно просвещать, направлять людей инициативных, готовых рискнуть…

Степень успешности современного деревенского бизнес-проекта во многом зависит от желания человека осуществлять задуманное. На первый план выходят способность быстро адаптироваться к меняющимся правилам игры, решать одновременно большое количество задач — предприимчивый сельчанин здесь ничем не отличается от городского коллеги. Сюда добавил бы умение подходить к делу творчески, с огоньком. А всего этого не будет без взятия на вооружение принципа «образование через всю жизнь».

Освоиться на нижней ступеньке под названием «ЛПХ», так и не взобравшись повыше? Согласно последним исследованиям, в республике немало таких проектов — самодостаточных, быть может, с точки зрения их инициаторов. Но, согласитесь, не сильно перспективных в плане выхода хотя бы на уровень КФХ.

Что мешает двигаться вверх по лестнице успешности? Вот тут и вступают в дело азы маркетинговой стратегии. Практика показывает: зачастую владельцам небольших предпринимательских инициатив не хватает именно знаний, информации. Прежде всего о рынках сбыта, где и как что востребовано — в первую очередь! Нужно вооружаться приемами — простыми, но эффективными — использования средств. Находить оптимальный баланс по линии «затраты — прибыль».

Кто он сегодня, белорусский сельский предприниматель? По заказу Международного фонда развития сельских территорий в прошлом году было проведено любопытное социологическое исследование. Так вот, оказалось, средний возраст современного белорусского предпринимателя в сельской глубинке — 37 лет. (Оговорюсь сразу, что под исследование подпадали не только фермеры, хозяева ЛПХ, но и те, кто ведет бизнес в глубинке не от земли, например, мелкий торговый. — Авт.) Четверть опрошенных имеют высшее образование, примерно четыре процента — незаконченное высшее, среднеспециальное — чуть меньше половины, и еще четверть — среднее. Причем далеко не во всех случаях образование — по аграрному профилю. И уж совсем немного среди обладателей «корочек» ссузов нашлось людей с экономическим аграрным образованием. Чаще встречались «узкие» специалисты — например, зоотехники, ветеринары… Причем получали они образование довольно давно — лет десять-пятнадцать назад. Курсов дополнительных не оканчивали, стажировок не проходили. Это настораживает, так как априори этим людям будет сложнее не отстать, не затеряться на бурно развивающемся рынке.

У предприимчивых сельчан есть желание делиться своим опытом, задумками, но, опять-таки, возникает вопрос — с кем? Селу деловому явно не хватает профессионала-консультанта, от которого можно получить реальную помощь в решении самых разных вопросов. А какие проблемы больше всего волнуют? Сложности с правильным оформлением документов, трудности с получением кредитов и покупкой техники (в последнее время отечественный мини-трактор становится едва ли не розовой мечтой!), нередки «стопоры» с выделением земли. В самой бизнес-среде ощутим дефицит управленческого опыта, а если шире — нехватка квалифицированных кадров. Поэтому даже при наличии свободных кредитных средств, капиталов не всегда есть шанс, что будет кому ими грамотно распорядиться!

Преодолевать все вышеназванные препоны поможет, в том числе и селу, грамотный маркетинг в виде малобюджетных форм, не слишком заумных и затратных. Деревенского человека важно вооружить четкими практическими навыками и тактическими ходами…

Эдуард ЧУРЛЕЙ,

заместитель председателя правления ОО «Гильдия маркетологов», консультант в сфере маркетингового анализа, бизнес-тренер МВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter