Уметь опережать события

О Едином экономическом пространстве

Три дня живем в Едином экономическом пространстве. Что принесет нам, Беларуси, России и Казахстану, эта новая реальность?


Совместный год в Таможенном союзе был сложным, порой противоречивым. И вряд ли мог быть другим. Это было время притирки экономик трех стран друг к другу. Наша в сравнении с партнерами — поменьше. И структура ее иная. Сырьевая составляющая картину не определяет. Только продукция финишного производства. Поэтому и приходилось подстраиваться в большей степени. Но в актив можно записать уже то, что наши товары доказали свою востребованность на общем рынке «тройки». Россия и Казахстан в продажах товаров внутри ТС лишь возвращаются к докризисным показателям 2008 года. Беларусь за это время свой среднемесячный экспорт увеличила на 30 с лишним процентов.


Соглашусь с экспертами, которые объясняют это девальвацией. Но, наверное, на этот шаг стоило пойти, чтобы удержать свои позиции на общем рынке. Вплотную подойти к решению давней проблемы — ликвидации отрицательного сальдо внешней торговли. С одной стороны, мы имеем серьезный рост продаж. С другой — значительное удешевление энергоносителей и углеводородного сырья. Это траектории, по которым суммы экспорта и импорта идут на сближение. Это тот задел, который открывает новые возможности для работы в наступившем году.


Как его развивать? Тут много составляющих. Но одной из главных видится то, что сегодня называют «конкуренцией юрисдикций». На сегодня выполнена программа–минимум: мы не только сохранили свои рыночные ниши в теперь уже Едином экономическом пространстве, но и, насколько смогли, их расширили. Теперь важен следующий этап: сделать свою территорию привлекательной для бизнеса. Для привлечения капиталов и новых технологий.


Приведу конкретный пример. Передо мной два документа. Казахстанская программа «Дорожная карта бизнеса 2020» и наша Директива Президента № 4. Оба призваны стимулировать развитие частной инициативы. Это общее. А вот очевидная разница. Наша стратегия все еще больше рамочная. Правительству надлежит развить ее положения в конкретные меры. А вот казахстанский документ прописывает уже реальные механизмы поддержки бизнеса. В виде государственного субсидирования кредитования проектов, гарантирования займов, сервисной поддержки бизнеса. Неудивительно, что некоторые российские эксперты рассматривают казахстанскую карту в виде этакого инструмента переманивания бизнеса на свою территорию. И такой процесс действительно идет.


Тут, пожалуй, главное — внимательно следить за тем, как меняются условия хозяйствования в странах–партнерах. Действовать на опережение. Отчасти это удается. С нового года ставка налога на прибыль у нас ниже, чем в России и Казахстане. Это плюс. Но НДС — выше. Надо полагать, разбежка тщательно выверена. Ведь именно через такие нюансы и будет оцениваться конкурентоспособность «юрисдикций» теми, кому выбирать, в какой из них работать.


Хотя главное, конечно же, в другом. В том, как обретенные преимущества будут конвертироваться в конкретные материальные блага для граждан. О том, что эта цель центральная, говорят документы, подписанные Президентом под занавес 2011 года. Повышены тарифная ставка первого разряда, стипендии и пособия. Чуть раньше принято решение об увеличении минимальной заработной платы. Хороший старт. Экономика не работает сама на себя. Прежде всего — на общество. Что тоже не может не рождать позитивных ожиданий от наступившего года.


На Беларусь с Запада иной раз все еще посматривают, как на некую буферную территорию между Россией и Европой. Но последние события ясно показали: наша страна — полноправный участник серьезного межгосударственного образования сильных стран. Соответственно должна поменяться и тональность диалога. Это тоже новая реальность, которую всем следует принимать во внимание. В том числе и политическим силам внутри страны. Не за горами парламентские выборы. Будет ли избирательная кампания соревнованием созидательных идей? Хотелось бы видеть ее именно такой. Состязанием инициатив, как по максимуму использовать открывшиеся возможности в интересах страны и людей. И политической оппозиции стоит наконец–то отойти от своего стиля: «чем хуже, тем лучше». Когда плохо стране, то плохо всем. Неужели непонятно? Кстати, «бойкоты», о которых ее представители уже успели объявить, — повторение пройденного. Причем провального пройденного. Обществу в политической жизни все же хочется видеть больше ясности и конкретики. У власти она есть, у оппонентов — только «намерения»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter