Благотворительность - как сделать ее действительно полезной?

Уместный подарок

Об адресной благотворительности
В детских домах и приютах бываю нередко. И так отрадно становится, когда директор сиротского учреждения приглашает взглянуть, как живется ребятам, и ты видишь созданный им комфорт собственными глазами. Я вообще склонна считать, что эра милосердия в Беларуси уже наступила. Ведь порой и полчаса мало, чтобы продемонстрировать все щедрые подарки от ОАО, ЗАО, ГПО... Тут и огромные современные телевизоры, и мягкие уголки, и ковры, и кровати с ортопедическими матрасами, и шкафы, холодильники, микроволновки... Что уж говорить о питании! Но недавно такая вот экскурсия заставила испытать... Неловкость? Недоумение? В общем, судите сами.

Одна оговорка. Поскольку проблемы, которые хочу здесь обозначить, актуальны для очень многих сиротских учреждений, я не стану заострять внимание на конкретных адресах. А началось все с компьютерного класса, дверь в который директор детдома — назовем ее Алина Григорьевна — распахнула привычным смелым жестом, дескать, вот, восторгайтесь. И конечно, с благодарностью упомянула спонсора. А он не поскупился: удобные столы, яркие стулья и, конечно, «главные герои» — явно недешевые компьютеры. И тут я решила поинтересоваться, а часто ли дети компьютерным классом пользуются? Ведь наверняка старшеклассникам задают в школе подготовить различные доклады, кто–то сам желает изучить тему глубже и нуждается в быстрых электронных помощниках... Алина Григорьевна в ответ только вздохнула: «А что здесь ребятам делать? В компьютерные игрушки играть — не позволю, там больше вреда, чем пользы. А для серьезных намерений нужен интернет! Только кто его проведет–то? И кто платить потом будет каждый месяц?» Вот тебе на! Ну прямо как в загадке — висит груша, да нельзя скушать. Выходит, зря спонсор немалые деньги потратил? Снова задаю вопрос: а не пробовала ли администрация детского дома сама попросить о помощи с интернетом? Неужели кто–то откажет сиротскому учреждению? Оказалось, желание о чем–то просить пропало у здешних педагогов еще до появления компьютерного класса. И тогда речь шла всего–то о двух проездных на городской общественный транспорт, уточнила Алина Григорьевна: «Мы обратились к транспортникам, объяснив, что каждый день нашим сотрудникам приходится сопровождать ребят то к врачу, то на тренировку, то в кружок, то на конкурс... У детишек, понятно, проезд бесплатный. А вот педагоги за каждый билет из собственного, далеко не самого толстого кошелька расплачиваются...» Но на том конце провода в проблемы детдомовских вникать особо не захотели. Руководитель солидной организации даже съехидничала, мол, не из своего ли кармана она должна на эти проездные каждый месяц выкладывать?

Поверить было трудно. Поэтому я решила поставить вопрос как журналист. И, видимо, попала на того же собеседника. Опять сострив про собственный карман, голос в трубке тут же сообщил о «недешевых, между прочим, подарках», на которые все сотрудники организации под каждый Новый год сбрасываются, чтобы осчастливить сирот. Что ж, похвально. Но почему мы с вами так уверены, что у хорошего подарка обязательно должен быть внушительный ценник или очень большая диагональ? А ребята мечтают найти под елкой еще один здоровенный кулек конфет? К слову, в приютах и детдомах каждая новогодняя елочка выливается потом в настоящую эпидемию: атопические дерматиты, боли в желудке и прочее. Но решать эти проблемы не дарителям, а все тем же педагогам...

Нет, я не пытаюсь сейчас кого–то укорить и уж тем более испортить грядущий праздник. Уверена: забота прекрасна в любых проявлениях. Просто никогда не забуду, как 13–летняя воспитанница могилевского приюта написала Деду Морозу, что больше всего хочет в подарок... дезодорант. А ее 5–летняя соседка — новую одежку для куклы... Вот кто бы мог додуматься? Так, может, радости от нашей с вами щедрости будет еще больше, если мы станем чаще прислушиваться к просьбам?

К счастью, в Мингорисполкоме к вопросу с проездными отнеслись с пониманием. Заместитель председателя Жанна Бирич увидела сразу несколько путей решения: «Можно все просчитать и внести корректировки в бюджет. А можно разработать альтернативный проездному документ, его правомерность утвердить документально... Нужна лишь чья–то инициатива!» А вот, собственно, и она, черным по белому. И почему–то я уверена, что оживить компьютеры, подключив к интернету провода, — тоже задача не из космических. Кстати, недавно мой коллега был в больнице сестринского ухода, где помогают тяжелобольным людям. Этому учреждению недавно тоже подарили новомодную плазму. А толку? Ни одного телевизионного кабеля к больнице не подведено. Подвести самим? Увы, это нецелевое использование средств. Вот и пылится хорошая вещь...

А ведь лучший подарок — это нужный. Радость — когда им можно пользоваться. И счастье — когда тебя слышат. Не только по праздникам, но и по будням.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 216 (25098). Четверг, 10 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter