30 лет назад ушел из жизни актер Андрей Миронов

Улыбка лицедея

В  этом году исполнилось 30 лет, как от нас ушел актер Андрей Миронов. Его уход превратился в театральную легенду: он потерял сознание 14 августа 1987 года на сцене во время спектакля “Безумный день, или Женитьба Фигаро” в Риге, где гастролировал Московский академический театр сатиры. Спектакль прервали, перед зрителями извинились, предложили сдать билеты в кассы, но никто этого не сделал. Врачи не смогли спасти актера, и через два дня его не стало. В этом же несчастливом для труппы августе чуть раньше у себя дома в ванной от сердечного приступа скончался еще один звездный актер театра Анатолий Папанов. Театр в буквальном смысле осиротел, многие спектакли пришлось снять с афиши, а звездная эпоха театра постепенно закончилась. В 1990-е, когда вдруг все стало можно, оказалось, что с сатирой как таковой на постсоветском пространстве большая напряженка, как и с новыми актерскими индивидуальностями. Сместилась этическая шкала ценностей, появилось сначала кооперативное, потом продюсерское кино, с экрана и сцены хлынула самодеятельность, которую прикрывали красивыми словами “органика” и “естественность”.

Поразительно, что за эти тридцать лет Андрея Миронова не забыли. Фильмы с его участием показывают постоянно, оказалось, что они — “золотой фонд” советской комедиографии, составить конкуренцию которому никакой “Камеди Клаб” и фильм “Горько!” не может. “Бриллиантовую руку”, “Невероятные приключения итальянцев в России”, “Берегись автомобиля”, “Обыкновенное чудо”, “Человека с бульвара Капуцинов”, “Соломенную шляпку”, “Трое в лодке, не считая собаки” показывают по поводу и без. У фильмов до сих пор хорошие рейтинги, иначе не демонстрировали бы так часто, зритель готов пересматривать их бесконечно. Потому что в них запечатлены живые характеры, непревзойденные остроты, жизнеутверждающие темы. Для эстетов и любителей авторского кино есть совсем другой Андрей Миронов — из картин “Фантазии Фарятьева” Ильи Авербаха или “Двадцать дней без войны”. Там он сосредоточенный, переживающий глубокий нравственный кризис, обращенный куда-то внутрь себя. Он мечтал о таких ролях, но режиссеры хотели видеть только “форматного” жизнерадостного Миронова — весельчака и балагура. В родном театре он мечтал о режиссуре, поставил несколько спектаклей, но художественный руководитель Валентин Плучек всегда ревностно относился к чужим режиссерским поискам и творческие метания своих актеров не приветствовал. А еще остались его съемки в телевизионных передачах, где актеры порой разыгрывали хлесткие и ироничные скетчи, которые в стенах академического театра вряд ли можно было бы представить. Его озвучение удивительных советских мультфильмов. Он был продолжателем актерской династии и свою профессию воспринимал как миссию, как служение и никак иначе. Его родители Мария Миронова и Александр Менакер создали свой настоящий театр двух актеров, где разыгрывали свои талантливые миниатюры. Андрею Александровичу было у кого учиться и на кого равняться. 

Непреходящая популярность Андрея Миронова у зрителей — это какая-то наша тоска по идеалу. А может, зритель уже устал от качков и бандитов на экране, от слепящего глаза глянца и плоских характеров на экране. Он пытается найти какие-то свои ответы в актерской судьбе Миронова.

— Он был очень талантливым, но большим трудягой, — говорит сегодня его коллега по цеху актриса Вера Васильева. — И потом, он боролся со своими данными. У Миронова была склонность к полноте, он был упитанный мальчик, но когда ему стали давать роли, где надо было по-настоящему любить, очень старался похудеть. Когда приходил к нам домой, всегда говорил: “Если есть какой-нибудь плавленый сырок и чашечка кофе, мне этого достаточно”. Это все, что он мог за день съесть.

Наверное, зритель чувствовал это преодоление себя, этот труд и самоотдачу. За что благодарен актеру и по сей день.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter