Творчество драматурга Григория Горина всегда было востребовано в Беларуси

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь…

На этой неделе известному драматургу Григорию Горину могло бы исполниться 80 лет. К его юбилею на телеканале ОНТ сегодня увидим документальный фильм «Григорий Горин. Живите долго!», а завтра на телеканале «Культура» — телепрограмму «Острова» и одну из лучших картин по сценарию Горина «Тот самый Мюнхгаузен».

Фильмы, герои и афоризмы Горина так прочно вошли в нашу жизнь, что кажется, были с нами всегда. Иногда мы цитируем их, даже не задумываясь об авторстве. Горинский мир — остроумный, ироничный, бесконечно насмешливый по отношению к глупости и фанфаронству, но в то же время снисходительный и всепрощающий по отношению к природе человека в целом — с годами не устаревает. Хотя сам Григорий Израилевич считал, что «юмор — продукт скоропортящийся».

Григорий Горин, как и Антон Чехов, Михаил Булгаков и Василий Аксенов, пришел в литературу из медицины. А у «писателей-медиков» есть свой особый философский взгляд на природу человека. Отличает их от других собратьев по перу, может быть, больший скептицизм. Каждый из них позже обязательно выводил персонажа-врача в своем произведении. У Чехова находим Дорна в «Чайке», у Горина — доктора в «Формуле любви». Булгаков подарил нам «Записки юного врача», Аксенов сделал молодых медиков героями повести «Коллеги».

В школе Гриша Офштейн (псевдоним Горин появился в 1963 году) писал сценки, фельетоны, рассказы. Известно, что в девять лет Гришу к писателю и переводчику Самуилу Маршаку привела руководительница литературного кружка. Известен и «диагноз», поставленный ему Самуилом Яковлевичем: «Мальчик пора­зительно улавливает все штампы нашей пропаганды. Это ему пригодится. Если поумнеет, станет сатириком! — и, вздохнув, добавил: — Впрочем, если станет сатириком, то, значит, поумнеет не до конца».

После медицинского института Григорий успел поработать на «скорой помощи», но писать продолжал всегда. Публиковался в «Литературной газете», первые пьесы написал в соавторстве с другом-медиком Аркадием Аркановым, к началу 1970-х выпустил несколько книг. Первая совместная с Аркановым пьеса «Свадьба на всю Европу» не сразу вышла к зрителю, но через некоторое время уже была в репертуаре 82 театров Советского Союза. Постепенно Горин выработал свой собственный стиль, где реальность и вымысел, правда и фантазия, реальные исторические персонажи и никогда не существовавшие герои вдруг причудливо пересекались. И отделить одно от другого было невозможно. Компания единомышленников, в которую входили Аркадий Арканов, Александр Ширвиндт, Марк Захаров, Андрей Миронов, окрыляла и подначивала на новые литературные свершения. Он прибегал к эзопову языку, к ассоциациям и параллелям. «Оттепельная» романтика сменилась брежневским временем. Порой драматург не находил, что ответить на те или иные претензии, которые неизбежно возникали у любого автора, а тем более автора-сатирика. Так, по поводу своей пьесы «Забыть Герострата!» он услышал горестное восклицание: «Григорий Израилевич, вы же русский писатель. Зачем же вы тогда про греков пишете?»

Многие сюжеты Горина по-своему продолжали или интерпретировали творчество известных литераторов. Это была своеобразная литературная игра, которая переросла в нечто большее, в феномен драматургии и литературы. Например, «Тиль», ставший событием для театральной Москвы и фактически начавший новую страницу в биографии «Ленкома», был основан на фламандском фольклоре и романе Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель». Пьеса писалась по просьбе Марка Захарова, репетировали «с колес», когда финал истории еще не был дописан… Источником вдохновения у «Формулы любви» была повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро». «Тот самый Мюнхгаузен» иронично переосмысливал творчество Рудольфа Эриха Распе о приключениях легендарного барона. В сценарий фильма Горин переработал свою пьесу «Самый правдивый» — спектакль по ней с успехом шел в Театре Советской Армии, и в нем блистал Владимир Зельдин.

Картина Марка Захарова «Дом, который построил Свифт» по сценарию Горина — обращение к мотивам и личности писателя Джонатана Свифта. При создании сценария фильма «Убить дракона» в известную пьесу Евгения Шварца «Дракон» добавили горечи и публицистической остроты. «Поминальная молитва» была написана по мотивам произведений Шолом-Алейхема.

Тандем Горин — Захаров надолго останется непревзойденным примером и в театре, и в кино. Произведения Горина ставили и другие режиссеры, но именно в сотрудничестве с Марком Анатольевичем рождались шедевры, в которых свои лучшие роли сыграли Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Олег Янковский, Лео­нид Броневой и другие звезды. Захаров и Горин понимали друг друга с полуслова, доверяя вкусу и оценкам друг друга. Свою последнюю пьесу «Шут Балакирев» Горин в «Ленкоме», к сожалению, уже не увидел…

Его дар был щедр и разнообразен. Дружба с Эльдаром Рязановым подарила зрителям неординарную картину «О бедном гусаре замолвите слово…», которая с трудом в свое время вышла не телеэкран. Андрей Миронов ставил его пьесы «Прощай, конферансье!» и «Феномены» в Театре сатиры. Повесть Владимира Войновича «Шапка» легла в основу пьесы «Кот домашний средней пушистости», которую Горин написал вместе с автором первоисточника. Спектакль по ней шел в «Современнике».

Григорий Израилевич интересно переосмысливал природу театра и актерской профессии в своей поздней пьесе «Счастливцев-Несчастливцев», которую поставил в 1997 году в Театре сатиры Сергей Арцибашев. Героев пьесы Островского он перенес в смутные 1990-е годы. Получилось и смешно, и горько, и пронзительно.


В Беларуси всегда любили творчество Горина. «Свадьба на всю Европу» в 1966 году появилась на сцене теат­ра имени М. Горького. Настоящим событием для купаловской сцены стала постановка «…Забыть Герострата!». Сегодня эту пьесу можно увидеть на сцене Театра-студии киноактера в постановке режиссера Олега Киреева. С каким наслаждением играют в этом спектакле корифеи театра Александр Кашперов и Владимир Мищанчук! Также эту пьесу в 2019 году в Гомельском областном драматическом театре поставил российский режиссер Вячеслав Крючков. В Купаловском театре много лет шел спектакль «Поминальная молитва» в постановке режиссера Бориса Эрина. Настоящая театральная легенда и спектакль-долгожитель! В нем блистал непревзойденный дуэт Августа Милованова и Галины Толкачевой. В Драматическом театре Белорусской армии известный актер и режиссер Вячеслав Павлють сделал своего рода ребрендинг спектакля по пьесе Григория Горина «Чума на оба ваших дома!» (своеобразное продолжение «Ромео и Джульетты»), назвав его в новой сценической версии «Однажды в Вероне». В Витебске в театре имени Я. Коласа в 2019 году выпустили спектакль «Экстрасенсы» по пьесе Горина «Феномены» в постановке режиссера Ирины Тишкевич.

Наверное, всем нам сегодня не хватает на сцене и на экране веры в человека, юмора, легкости и оптимизма, которые были свойственны произведениям Григория Горина. Его талант не был привязан к сиюминутным событиям, а всегда обращался к вечным человеческим ценностям, поэтому он и стал автором на все времена. 

ЦИТАТА

«Антон Павлович Чехов писал: «Медицина — моя жена. Литература — моя любовница». Я тоже долго метался между этими двумя дамами сердца, пока не возникли новые увлечения мужского и среднего рода — Театр и Кино! Эта компания завладела мной полностью, не оставляя времени ни на рассказы, ни на то, чтобы лечить других, ни на то, чтобы лечиться самому…»

pepel@sb.by

penzateatr.ru

culture.ru

afyshka.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter