Уложиться в норматив

Политика по возрождению села начинает давать результаты

Эффективное использование ресурсов позволит сельскому хозяйству меньше обращаться за помощью к государству 

Главное противоречие индустриального века — длинный спор на тему «кто кого кормит» — промышленность сельское хозяйство или аграрии городское население. Во многих развитых странах производство продуктов питания дотируется. Впрочем, после энергетического и финансового кризиса многолетняя дискуссия подходит к своему логическому завершению: цены на продовольствие растут, резкого всплеска предложения на мировых рынках ожидать не приходится и аграрная отрасль из перманентно убыточной превращается в прибыльную. Вопрос эффективного использования природных ресурсов, в частности пахотного клина, обсуждался на рабочей секции в рамках IV Всебелорусского собрания.

Куратор аграрной и перерабатывающей отрасли в правительстве заместитель премьер-министра Иван Бамбиза кратко обрисовал ситуацию. В принципе, планомерная политика по возрождению села начинает давать результаты. Средние цифры по итогам пятилетки вполне приличные: капиталовложения в аграрном секторе увеличились в 4 раза, прошел этап активной модернизации технического парка и теперь каждое крупнотоварное хозяйство владеет 8 комбайнами и 30 тракторами. По производству продовольствия на душу населения республика занимает первое место среди государств СНГ. Ежегодно на каждого белоруса производится около тонны зерновых, 7 центнеров картофеля и столько же молока, более 100 килограммов мяса. Естественно, такой объем пищи человеку поглотить не под силу, и сельское хозяйство сегодня приобретает яркие экспортно-ориентированные черты. В прошлом году АПК удалось выйти на положительное сальдо во внешнеэкономической деятельности — +12 млн. $.

По поводу разговоров о прямой зависимости между количественными успехами и бюджетными вливаниями Иван Бамбиза отметил: подобные тезисы выдвигают люди, не знакомые близко с аграрной тематикой. Импульс для развития сельское хозяйство получило в том числе и за счет бюджетных вливаний: они увеличились за пятилетку в 2,2 раза. Но за тот же период инвестиции из собственных ресурсов выросли в 3,4 раза, а за счет заемных средств – в 5,8 раза. Постепенно структура финансирования выравнивается в сторону самодостаточности сельхозпредприятий. И доля различных госдотаций в прошедшей пятилетке составила 18—20 % от валового производства. Относительно немного: в Чехии этот показатель составляет более 30 %, в Финляндии – почти 50 %, в Польше – 16 %. Если рассматривать бюджетные вложения на гектар пахотных угодий, то в Беларуси они составляют 190—210 долларов, а в странах Евросоюза – в 5 раз больше. Не стоит забывать, что сельское хозяйство вытягивает и целый ряд других отраслей: производителей сельхозтехники, удобрений, агросектор — крупнейший потребитель горюче-смазочных материалов, а также серьезный заказчик у строительных организаций. И непосредственно на селе остается только около 20 % государственных субсидий, остальные деньги проходят транзитом для оплаты промышленных товаров, кредитов банков, лизинговых организаций. Словом, не так уж и избалован отечественный крестьянин прямой финансовой поддержкой, как это иногда пытаются нарисовать.

Но Иван Бамбиза подчеркнул: главная цель следующей пятилетки — через рост объемов валового производства добиться стремительной динамики качественных показателей. Средняя урожайность по республике зерновых – около 35—37 центнеров с гектара, а кукурузы – 45 центнеров. Результат неплохой, учитывая довольно невысокое природное плодородие почвы. Рентабельность тоже весьма приличная – 17—18 %. Но такая доходность не позволяет развиваться, а обеспечивает только воспроизводство. Для выхода сельхозорганизаций на самоокупаемость необходимо достигнуть рентабельности 35—40 %. Это возможно при повышении средней урожайности зерновых до 45 центнеров с гектара, кукурузы – 60—70 центнеров, картофеля – 300 центнеров. На 30 % необходимо увеличить суточные привесы крупного рогатого скота, на 20 % — свиней, птица и сегодня набирает массу вполне удовлетворительными темпами, а вот продуктивность средней буренки должна увеличиться с нынешних 4,6—4,8 тысячи килограммов в год до 6 тысяч.

Резервов для прорыва достаточно. Как отметил Иван Бамбиза, только выход на нормативную эффективность использования кормов может существенно повысить динамику развития животноводства, как минимум, на 600 миллионов долларов выручки. Не помешает провести глубокий экономический и логистический анализ строительства молочно-товарных ферм: возведение нового скотоместа сегодня стоит 5—10 тысяч долларов. Мягко выражаясь, дороговато получается.

Но говорить о выходе сельского хозяйства к концу будущей пятилетки на бездотационную работу еще рано, считает вице-премьер. За прошедшие годы в АПК накопился большой объем кредитной задолженности – около 40 триллионов рублей. Сейчас рассматривается вопрос о ее реструктуризации. Но в любом случае коммерческие банковские кредиты — в этом году средняя ставка составила 17 % — для аграриев пока не подъемные. Поэтому оптимальная и реальная задача — к концу 2015 года выйти на показатель 10 % госдотаций от валового производства.

Судя по развернувшийся дискуссии между участниками секции, в ближайшем будущем необходимо продумать структуру взаимоотношений как внутри аграрного сектора, так и его взаимодействие с другими отраслями. Овощевод тепличного комбината «Берестье» Анна Пенигина привела пример: строительство теплиц, покрывающих 1 гектар, обходится в 6—7 миллиардов рублей, срок эксплуатации таких объектов – около 60 лет, окупаемость – две пятилетки, банк выдал кредит только на 4 года. Чтобы с ним рассчитаться, предприятию приходится использовать оборотные средства – далеко не самый лучший сценарий.

Жаркий спор вспыхнул между генеральным директором ОАО «Савушкин продукт» Александром Савчицем и производителями молока. Последние констатировали: крупнейший молокопереработчик вложил в модернизацию технологических линий 200 миллиардов рублей, а в развитие сырьевой базы – только 25 миллиардов. Александр Васильевич в свою очередь не самого лестного мнения о сортности молока, которое поставляют некоторые хозяйства. Мол, на современных новеньких фермах стыдно получать продукт ниже сорта экстра. Его и заявляют молочно-товарные фермы, но лабораторные анализы на предприятии показывают более низкую сортность. Впрочем, спор между производителями и переработчиками молока длится уже не первый день. Видимо, надо менять системные подходы к определению сортности.

Как считает Иван Бамбиза, необходимо в сельском хозяйстве отрегулировать и структуру экспорта. Сегодня мало выручки от заграничных поставок приходится на продукцию растениеводства. За рубеж уходит в основном белорусское мясо в полутушах, а не продукция глубокой переработки. Стоит задуматься и об оперативном реагировании на изменения спроса на региональных рынках. Например, в этом году в России дефицит картофеля составил 4 миллиона тонн. Приблизительно такой же планируется и в следующем году. Хозяйства, которые серьезно занимаются этой культурой, получают на ней рентабельность до 300 %: цена экспортной тонны бульбы превышает 300 евро, в то время как за молоко готовы платить только 22 евроцента за литр. Если грамотно использовать имеющиеся в стране сельскохозяйственные ресурсы, то выполнить амбициозные планы в следующей пятилетке вполне реально, считает Иван Бамбиза.

На снимке: заслуженные награды агрокомбината «Дзержинский».

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter