На вопрос «кем быть?» хотя бы раз в жизни, а может, и чаще отвечал каждый из нас. Интересы взрослели вместе с нами. И вот уже многие из тех, кто в далеком детстве мечтал о космосе, стали обычными программистами и инженерами. Впрочем, не это ведь главное. Главное, чтобы работа была в радость. А для этого, утверждают психологи, нужно четко осознавать, какие качества она от тебя потребует. Скажем, адвокат должен обладать предпринимательской жилкой и умением быстро реагировать, судья — быть хорошим аналитиком, иметь принципиальный характер и смелость для принятия решений. А ведь и то и другое — юридическая сфера. Каждая ошибка — ежедневный стресс, который может привести к тому, что человек сгорит на работе, убеждена начальник отдела Городского ресурсного центра, оказывающего в том числе профориентационную помощь абитуриентам, Юлия Шинкарь.
Юлия ШИНКАРЬ помогает Максиму ЗОЗУЛЕ определиться с выбором будущего
Просторный кабинет с компьютерами и огромным количеством папок, где есть вся информация по вузам, ссузам и пту, проходному баллу на те или иные специальности. Сидим, изучаем, беседуем в ожидании первой записи на профориентацию. Кстати, именно с беседы, по словам Юлии Игоревны, и начинается работа с абитуриентом. Психологу предстоит выявить проблему, причины затруднений — почему молодой человек не может определиться самостоятельно. Самые распространенные ситуации — это когда родитель хочет одного, ребенок — другого. Но основные тестирующиеся, как это ни странно, отличники, ребята, у которых ровные оценки по всем предметам. Когда все дается легко, проблема выбора становится слишком сложной. Не проще и ситуация, когда ребенок учится совсем плохо. Тогда специалистам предстоит не менее сложная задача — отыскать интерес и мотивацию, которые есть у каждого из нас.
И только потом психолог отдает молодого человека на откуп компьютерным тестам, которых в арсенале центра более ста. Интересы, свойства личности, мотивация, характер… Учитывается многое. Кому-то, говорит собеседница, будет достаточно нескольких тестов, кто-то нуждается в десятке — ведь не все ребята одинаково открыты. Сложная аналитика заканчивается подбором профиля и соответствующих ему учебных заведений. Даются несколько вариантов — основной и запасной, чтобы, как говорится, были шаги к отступлению. Здесь информируют также о специальностях, которые востребованы на рынке труда.
Стук в дверь, и к нам скромно входит одиннадцатиклассник Максим Зозуля. Парень явно робеет. На первые вопросы отвечает тихо и туманно: еще не определился. Потом признается, что хотел бы связать будущее с торговлей и что именно это советует ему его мама, сотрудница этой же сферы. Специалист разубеждать парня не спешит и усаживает его за тестирование. Парень погружается в компьютер. Минута, десять… Хочет ли он наверняка знать о своем призвании или просто подтвердить свой выбор? По словам Юлии Шинкарь, допустимы оба варианта. Но, конечно, возможен и третий, его собственный, ведь время для принятия решения еще есть, а рекомендация центра — не приговор. «Никто вам не даст заключения, где бы золотыми буквами было написано: вы должны стать врачом, химиком, инженером, — задумывается собеседница. — Это, наверное, было бы слишком просто. Но, исходя из наших знаний и опыта, мы можем помочь абитуриенту найти правильный ответ».
Не так давно, например, на консультацию приходила одиннадцатиклассница, чтобы подтвердить выбор экономической специальности, которую ей настойчиво рекомендовали родители.
С 10-го класса ей внушали, что только так она сможет самореализоваться и стать успешной. После тестирования выяснилось, что идеальной для нее будет вовсе не экономика, а медицина. Девушка призналась, что это ей всегда нравилось. Более того, оказалось, что для поступления в медицинский у нее есть все шансы: высокая успеваемость по химии и биологии. А ведь это не самые простые предметы. Зато вот по предметам, которые необходимо сдавать, приняв родительский выбор, она занимается с репетиторами. «Мама была очень удивлена результатами тестов, — вспоминает психолог, — но обещала подумать. А девочка была просто счастлива, что ее услышали и она сможет заниматься тем, что ей действительно нравится».
Кстати, именно в такого рода общении со взрослыми, на взгляд собеседницы, сегодняшние школьники испытывают большой дефицит. Больше времени они проводят в интернете, а это обезличенное общение. Другая сложность при выборе профессии для школьника — малая информированность. «Они слышали о профессиях, но слабо себе представляют, как это выглядит в реальности, — сожалеет Юлия Шинкарь. — Как правило, это пример родителей, друзей родителей, соседей. Круг очень ограничен. Ребят перестали вывозить на экскурсии на предприятия, а ведь этот опыт был очень удачным».
Впрочем, по ее словам, самая больная проблема нынешних выпускников — отсутствие активности. Чем это обусловлено? Демографической ямой, когда выпускников мало, а учебных заведений много? Мол, куда-то да поступишь. Что потом? Отучишься и поступишь еще раз? Впрочем, у каждого свой путь. Хочется пожелать найти его и Максиму Зозуле.
Вера АРТЕАГА
veraart14@mail.ru