Улицы «серых» фонарей

По данным столичных налоговиков, в Минске работает около 2000 нелегальных таксистов

Репортер  «Р»  убедился:  нелегальных  таксистов  в  столице  пруд  пруди

Осенью 2006-го только   ленивый не писал и не снимал о нелегалах-таксистах столицы. Коллективное обращение к министру внутренних дел страны. Широкий общественный резонанс. Последовавшие за этим рейды и громкие конфискации машин – в декабре того года нам всем казалось, что незаконному извозу в Минске пришел конец. Прошло два года, страсти поутихли. Как сейчас работается легальным «шашечкам»? Трудно ли отвоевать место на стоянке такси? Это мы и проверили.

Пятница, несколько минут до полуночи. Концертный зал «Минск». Именно сюда (так мы заранее условились) будут привозить сотрудников столичной налоговой инспекции водители-бомбилы. Чтобы у нарушителей не возникло желания поиграть в кошки-мышки, стоянку возле к/з замыкают два патруля ГАИ… Но водитель «Ситроена Ксантии», в который мы сели возле гостиницы «Турист», об этом пока не знает. Олег рассказывает о том, что после Нового года клиентов не очень много, доллар пошел вверх – расценки выросли… Мы на месте. Водитель просит за услугу 15 000. Кладет купюры в карман куртки и уже собирается распрощаться. Однако показанное удостоверение враз сгоняет улыбку с его лица: «Контрольная закупка, все банкноты меченные, двигатель пока можно заглушить». В базе налоговой Олега нет. Он попался впервые и потому отделывается письменным предупреждением. Обещает, что на стоянке такси мы его больше не увидим. Верится с трудом.

Наш номер два – Сергей на «Ауди А4» — вез инспекторов аж с перекрестка Якуба Коласа и Сурганова. Скрывать не стал: таксует уже три месяца, но попадается впервые. Предупреждение выдано – вторая встреча будет стоить минимум 10 базовых.

Старенькая «омега» приехала к к/з «Минск» с Ангарской. Однако свои 20 тысяч инженер первой категории Андрей Петрович, к сожалению, не получит: у него нет ни плафона такси, ни желтых номеров, ни лицензии. Он нелегал. И его счастье, что авто с такими номерами в черном списке нет. Точнее, не было…

«Максимус», универсам «Фрунзенский», метро «Восток», кинотеатр «Октябрь», железнодорожный вокзал, улица Лобанка, улица Машиностроителей в Чижовке, метро «Партизанская» — найти нелегального извозчика, как показали проверки, не составляет никакого труда. В любом районе ночного города. 

На этом с подсадными утками закончено. В полтретьего утра мы начинаем объезд наиболее проблемных точек столицы. Притормаживаем возле стоянок такси и высчитываем пропорцию «легалы — нелегалы». В тот день в центре Минска картина выглядела так… У выхода из метро станции «Немига»: один таксист – семеро нелегалов. Стоянка возле торгового дома «На Немиге»: 8–3. Городской Вал: 5–1. Кинотеатр «Победа»: 6 таксистов. Ресторан «Гудвин»: вопросов нет. Стоянка такси близ спортцентра «Олимп» на площади Якуба Коласа: 1–1. Комаровский рынок: 7 таксистов. Филармония: 7–2. «Бронкс»: нелегалов нет. «Белая Вежа»: 9 таксистов – 3 нелегала. Гостиница «Беларусь»: 4 таксиста. «Журавинка»: 5–1…

— Нелегалы таксовали в Минске всегда. И говорить об этом явлении как о проб­леме мы начали еще в 2003-м: тогда по базе проходило 1500 человек. В 2006-м после коллективного обращения столичных таксистов к Владимиру Наумову к рейдам активно подключились представители КГК, транспортной инспекции и ГАИ. Итог – 56 автомобилей, конфискованных по решению суда в доход государства. За два месяца 2007-го по той же статье лишились своих авто еще 12 минских нелегалов, — рассказывает «Р» Павел Коротков, главный государственный налоговый инспектор отдела оперативно-рейдовых проверок Минской городской инспекции по налогам и сборам. — Было все: и погони, и нападения на наших инспекторов, и угрозы расправы… Но нелегалы исчезли-таки с улиц города. Проблема была практически решена. Новый Административный кодекс, который вступил в силу 1 марта 2007-го, заметно смягчил наказание. Попался первый раз – предупреждение. Второй и последующие – штраф от 10 до 50 базовых. Исчезло главное – конфискация, и мы лишились действенного рычага. Нелегал теперь четко знает: машину все равно не отберут. А штраф он отобьет за два-три удачных дня работы.

Сегодняшняя картина выглядит тревожно. В официальной базе столичных налоговиков значится около 2000 водителей-нарушителей. Тех, чьи действия квалифицируются как занятие незаконной предпринимательской деятельностью (заметим, 20 процентов из них уже привлекались к ответственности два и более раза). Жалобы на работу этой братии поступают в налоговую постоянно: пассажиры возмущены грабительскими ценами, низким уровнем сервиса, грубостью и опасным вождением. Легальные таксисты систематически представляют в налоговую списки с конкретными номерами, марками автомобилей и графиком работы «конкурентов».

— Мы проводим рейды минимум четыре раза в неделю в разных районах города, так что большинство нелегалов знаем в лицо. Для 80 процентов из них это приработок. Для 10—15 – основной заработок. Оставшиеся пять – так, случайные люди, на которых первое предупреждение зачастую действует отрезвляюще. За это время общими усилиями удалось отвадить «серых» таксистов от автовокзалов и аэропортов. В остальном наиболее проблемные точки остались прежними: «Белая Вежа», «Вернисаж», торговый дом «Полесье», метро «Каменная Горка», «Восток», «Институт культуры», «Пушкинская» и еще два десятка городских объектов, — констатирует Павел Коротков. – Любопытно, что у коллег из многих европейских стран карательные меры куда более жесткие, чем были до марта 2007-го у нас. Попался на нелегальном извозе первый раз – заплатил 3000 евро. Второй – в три раза больше плюс обязательная конфискация транспортного средства. Поэтому и нелегалов там – раз-два и обчелся.

В ГАИ столицы не скрывают: ситуация в сравнении с 2006 годом ухудшилась.

— В 2007 году в официально обозначенных местах стоянки такси мы регистрировали 7053 нарушения. В прошедшем – 7700. Если переводить на простой язык, в Минске стало еще на несколько сотен нелегалов больше. Все, что можем сделать по своей линии, – оштрафовать нарушителя на 17 500 рублей за несоблюдение требований дорожных знаков. Но нередко бывает, за смену наши патрули задерживают одних и тех же водителей по три-четыре раза. До следующей встречи с инспектором ДПС нелегал все равно вернет себе сумму штрафа: машина-то остается при нем, — говорит Сергей Туркин, старший инспектор отдела дорожно-патрульной службы УГАИ Мингорисполкома. – Свои предложения по возврату к конфискации транспортных средств у нарушителей мы неоднократно направляли в столичную мэрию. Последнее – 22 декабря 2008 года. Но пока все остается без изменений…

Прямая  речь

Игорь ВЕРХОВЕЦ, генеральный директор «Такси 107», председатель правления транспортной ассоциа­ции «Столичное такси»:

— После отмены конфискации ситуация изменилась в худшую сторону. Нелегалы почувствовали безнаказанность и совсем потеряли страх. Ездят без опознавательных знаков и наклеек – один плафон на крыше, и все. Бесцеремонно предлагают свои услуги возле гипермаркетов, ресторанов, ж/д вокзала… Не дала желаемого результата и система желтых номеров: увы, процедура их учета и изъятия должным образом не отработана по сей день. Много ума тут не надо: поработал полгода официально – и ушел в тень. Вот и получается, что нелегалы ездят по Минску с госномерами легального такси, не платя при этом ни рубля налогов в городскую казну. По самым скромным подсчетам, потери бюджета от такого извоза – около миллиона евро в год.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter