Ищем выпивающих в городе подростков вместе с милицией Минска

Улицы распитых фонарей

Минск, Центральный район. С участковыми инспекции по делам несовершеннолетних отправляемся на поиски тех подростков, кто по каким-либо причинам не уехал ни к бабушке в деревню, ни в загородный лагерь, ни на море с родителями. Старший лейтенант милиции Кирилл Ригус, кажется, знает все излюбленные места отдыха ребят: «Пойдем к торговому дому «На Немиге», в центре города это место скопления подростков номер один».



Участковые ИДН в штатском подходят к шумной компании, по кругу распивающей бутылку пива. На просьбу предъявить документы дети стали реагировать по-разному. «Дома забыл», — выпалил белокурый юноша. «А мне 18 исполнилось вчера! Вот, отмечаем», — встрял в разговор второй паренек из компании.

Паникуя при виде милиции, дети в основном ведут себя весьма типично. «Если вмиг отвечают, что им ровно 18, то лгут, скорее всего. Лукавят и те, кто категорично заявляет, что в портфеле нет никаких документов. Совершеннолетние в основном будут до последнего рыться в сумке, чтобы найти хоть какое-то подтверждение своего возраста: справку, аттестат, водительское удостоверение или студенческий билет», — рассказывает о тенденциях Кирилл Ригус.

Чтобы установить личность ребят, отводим их в Центральное РУВД Минска. Там уже деваться некуда: подростки послушно называют свои адреса и номера телефонов родителей. Оказалось, что ребятам всего по 15—17 лет.

Рейд продолжается, и мы направляемся в продуктовый магазин на проспекте Победителей. Внимание привлекают двое пареньков, которые напряженно ожидают у касс. Ребята нервничают и оглядываются по сторонам. Но уже через каких-то пять минут оживают — от взрослого мужчины получают в руки пакет и убегают. «Скорее всего, пойдут в тихий двор. Давайте следом», — ускоряет шаг участковый инспектор ИДН лейтенант милиции Денис Абабурко.

Все верно, подростки развернули пикник в песочнице на детской площадке. Каждый открывает по бутылке пива. Подходим. «Прошу вас, не наказывайте. Такого больше не повторится! — парни не на шутку испугались, увидев милицейское удостоверение. — У нас родители строгие, будут сильно ругать». Но отцы 16-летних ребят, индивидуальный предприниматель и водитель такси, все же узнали о проделках своих сыновей — их сразу же вызвали в РУВД. 

  

Такие ситуации отнюдь не редкость. «Даже у примерных родителей дети могут вырываться на свободу и попробовать пить или курить, — рассказывает Денис Абабурко. — С начала года только в Центральном районе Минска уже зарегистрировано 105 случаев распития несовершеннолетними алкогольных напитков или пива». К слову, за руку хватают и тех, кто это пиво детям непосредственно продает. За это нынче наказан уже 31 работник торговли. Часто в поле зрения милиции оказываются и взрослые, которые сами покупают детям алкоголь или предлагают его выпить. За шесть месяцев к ответственности привлекли 79 человек.

Порой опасности ребенка подвергают и сами родители. Кто-то — из-за незнания законов, кто-то — из-за наивного представления, что с их дитем никогда ничего плохого не произойдет. «Недавно был случай, когда мать, причем абсолютно трезвая, оставила 8-месячного ребенка на улице, а сама пошла в гости к подруге, — вспоминает лейтенант милиции Александр Мацкевич. — Было около полуночи, когда об одиноком ребенке в детской коляске в милицию сообщили взволнованные соседи».

Тогда, рассказывает участковый ИДН, мама призналась, что просто-напросто… забыла своего мальчика на улице. Грудной ребенок пробыл один в темном дворе около часа. Благо от беды его уберегли бдительные жильцы дома. А если бы нет? К слову, уже в этом году за невыполнение обязанностей по воспитанию детей наказаны 93 родителя Центрального района.

Непонятно, на какую удачу и благосклонность судьбы рассчитывают и те родители, которые опрометчиво отпускают своих детей одних гулять по ночам. Начальник инспекции по делам несовершеннолетних Центрального РУВД подполковник милиции Андрей Лазарчик приводит цифру: «С начала года только в нашем районе за несопровождение ребенка до 16 лет в ночное время суток привлечены к ответственности более 30 родителей». В основном, отмечают в милиции, в таких случаях мамы и папы не понимают, за что их наказывают. Мол, и мы гуляли в детстве, где хотели, и ничего же не случилось…

Недавно так же думала и мама десятилетнего мальчика. Ровно до тех пор, пока ее малолетний сын не «затерялся» в ночи. Ушел в 7 вечера один погулять и не вернулся. Когда стрелка часов показала 03.00, мамаша обратилась в милицию. «Мальчика нашли уже через три часа, — рассказывает участковый Александр Мацкевич. — Безуспешно обыскав район, мы предположили, что ребенок может быть в компьютерном клубе. Так часто бывает, и в этот раз тоже». Впрочем, хорошо, что тогда все обошлось.

Тем временем с плановым визитом наведываемся к 16-летнему Максиму. Подросток уже третий год состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Долгое время парня воспитывали только бабушка и дедушка, сейчас в семье живет и мама.

Заходим в пятикомнатную квартиру на Немиге. Старички отдыхают, а Максим мирно сидит за своим компьютером. С виду — образцовая семья. «А почему парня с учета все никак не снимут? Спокойный же вроде бы, глаза добрые», — интересуюсь. «Если минимум полгода не будет преступать закон, то снимем. Но пока перспективы нерадостные», — разрушает мою иллюзию участковый.

Максим, оказывается, как и 13 других под­учетных подростков района, был задержан за мелкое хулиганство. А еще его и полсотни детей с начала этого года сотрудники милиции застали за курением в общественных местах. Список этот можно продолжать…

«Такие ребята, которые стоят на учете в ИДН, на профилактический разговор приходят к своему инспектору раз в неделю, — уточняет лейтенант милиции Александр Мацкевич. — Вот, смотрите, Иван явился». Шестнадцатилетний подросток одет по последнему писку моды, но ведет себя зажато и неуверенно, постоянно смотрит в пол. Несколько раз он попадался милиции за распитием алкоголя, но сегодня пришел в РУВД по другому поводу — потерял мобильный телефон.

«Написал заявление о пропаже гаджета, а мы мобильный за два часа нашли, — рассказывает участковый Кирилл Ригус. — Во время расследования и узнали, как и при каких обстоятельствах телефон очутился у посторонних людей». Ивану стыдно слушать о том, что в той ситуации виновато лишь его сильнейшее алкогольное опьянение. Парень робко обещает, что завтра же поедет с папой на дачу — малина спелая, собирать надо.

Безусловно, летом подростки и днем, и ночью будут находиться под особенно пристальным вниманием милиции и других заинтересованных служб. Но самое важное — это опека родителей. А точнее, их бдительность и забота 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.

ypopko@bk.ru


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter