Заслуженный агроном БССР, один из председателей знаменитого колхоза им. Гастелло Леонид Пунтус мечтал сделать землю богаче - и сделал

Улицу Пунтуса в Юбилейном знают все

Имя своего председателя колхоза в ее названии увековечили благодарные земляки


Бывшую улицу Механизаторскую в пристоличном поселке Юбилейный вспомнят, пожалуй, лишь жители старшего поколения. Почти 40 лет назад они сами предложили переименовать ее, чтобы увековечить память легендарного агронома колхоза имени Гастелло Леонида ПУНТУСА. За 50 лет жизни он совершил свой подвиг, обыкновенный, трудовой. Не спас, к примеру, на зерносушилке человека или не уберег от огненного пламени ферму. Нет. Но каждый день Леонид Пунтус пытался сделать землю, на которой работал, богаче.

«Я верю, что со временем мы сможем получать на круг по 60 центнеров зерна с гектара. Может быть, не мы, но наши дети непременно», — заявил однажды на одном из собраний Пунтус. В эпоху, когда урожайность зерна в 20 центнеров считалась нормой, слова амбициозного специалиста казались какой-то фантастикой. Но в его профессионализме никто не сомневался, ибо с первого дня работы в хозяйстве не боялся рисковать — применять передовые агрономические методы. Леонид Пунтус слыл агрономом-асом.

Указатель улицы, расположенный в Юбилейном

За что приглянулся молоденькой студентке, присланной на преддипломную практику из Белорусской государственной сельхозакадемии, Леонид Николаевич, строгий и обстоятельный главный агроном? Дина Алексеевна о том времени вспоминает с особой теплотой:

— Никогда бы не подумала, что именно при таких обстоятельствах познакомлюсь со своим будущим мужем. Леня, парень среднего роста, кудрявый, белоголовый, мне сразу понравился. Было ощущение, что человек он какой-то особенный, не такой, как все. Стал заходить к нам в гости (мы с сокурсницами тогда квартировали в маленькой хатке в Скориничах). Поженились в том же году, 1956-м. Головокружительных ухаживаний, как и шикарной свадьбы, не было. Немудрено: в первое послевоенное десятилетие судьба свела. Не до романтики — работали тяжело. Представьте, в сезон я своего Пунтуса дома видела в лучшем случае поздно ночью. В 4 утра встает, после 9—10 вечера возвращается...

Недюжинное трудолюбие, пример которого подавал каждый день своим подчиненным Леонид Николаевич, заложено было в него, кажется, еще в раннем детстве. Родился в бедной крестьянской семье в деревне Гайна Логойского района. Образование получил в Марьиногорском сельхозтехникуме, спустя несколько лет, в 1953 году, устроился в колхоз имени Гастелло и уже потом поступил на заочное в Белорусскую государственную сельхозакадемию.

Дина Алексеевна перекладывает книжечки красного цвета:

— Вот эта удостоверяет, что моему мужу в 1971 году вручали Звезду Героя Социалистического Труда. Эта — пятью годами ранее — орден Трудового Красного Знамени. Самих наград, к сожалению, не сохранилось: не так давно в дом пришли незнакомцы, представились журналистами, стали расспрашивать про Леню. Я сюда-туда, отвернулась — а Звезды и ордена след простыл. Потом милиция нашла проходимцев. Зато осталось главное напоминание о моем муже: дом, где я живу, стоит на улице Пунтуса.

Леонид ПУНТУС (слева). Сеница, Минский район, 1976 г.

ЗАСЛУЖЕННЫЙ агроном БССР, заслуженный работник сельского хозяйства БССР... Несмотря на то что Леонид Николаевич был профессионалом, признанным на высоком уровне, он всегда ставил дело на первое место. Был особенно внимателен к деталям и кадрам. В те редкие минуты, когда находился дома, бывало, придет с работы, поужинает, а затем рассказывает, мол, кто-то не то что надо сделал. Это его раздражало, могло вывести из себя. Но руководитель никогда не придирался попусту. За это колхозники и односельчане его уважали.

Вдова Леонида ПУНТУСА —
 Дина Алексеевна

Семья была для Пунтуса самым важным, оберегал ее, принимал участие в воспитании сыновей Игоря и Виктора. К примеру, ребята занимались авиамоделизмом, поэтому Леонид Николаевич мог достать для них какие-то запчасти. Мальчишки увлекались радиотехникой, любили паять. Но не баловал. Однако о том, чтобы дети шли по его стопам, в семье и речи не велось.

— Слишком уж много времени отдавал работе, — разводит руками Дина Алексеевна. — Признаюсь, даже на некоторые дела по дому у него времени не оставалось. Вот вы просите семейное фото, где мы с детьми, в полном составе. А его нет. «Нет времени, не люблю фотографироваться». И уговорить не смогла... Сгорел он быстро, на 51-м году жизни, в 1978-м. Однажды обратился в поликлинику, обследовали, а врач ему: «А что вы хотели? Онкология, и все. Идите домой». Болел тяжело. Пошли метастазы. Были курсы обезболивающего, операции. Но Леня никогда не жаловался.

Уход умнейшего руководителя, который у руля колхоза имени Гастелло пробыл всего около двух лет, был словно гром среди ясного неба, вспоминают супруги Филютичи. Ядвига Францевна работала в бухгалтерии, Иван Николаевич — механизатор. Ветераны колхоза рассказывают:

— Такой сильный был человек, что и виду не показывал, какие у него проблемы. Никто не знал — на первом месте у него было хозяйство. Кажется, буквально вчера выступал перед нами, колхозниками, а завтра его раз — и не стало... Пунтуса хоронили всем колхозом. Все плакали. Большой умницей был, работящий, знал все. Особенно злился, если работник пьяница, только тогда мог и покричать. С другой стороны — мог дать совет дельный, подбодрить человека.

Тот самый снимок конца 50-х, когда молоденькая студенткаБГСХАприехала на практику в минский колхоз

Иван Николаевич держит в руках те редкие карточки, где запечатлен вместе с Пунтусом... Механизатор-пенсионер вспоминает, как брал его на работу Леонид Николаевич, как по-человечески относился к людям, к комбайнерам. Кстати, Иван Филютич не единожды был передовиком и принимал из рук Пунтуса победный «дажыначны» сноп.

И все же с особенным трепетом ждал Пунтус весну. Ту пору года, когда снова можно было рискнуть и пойти впереди планеты всей, чтобы применить у себя новое, чтобы добиться лучшего урожая. Именно таким, прогрессивным и перспективным руководителем, запомнил Леонида Николаевича еще один его коллега — Николай Селицкий:

— Двадцать пять весен проработал Пунтус в колхозе имени Гастелло. И это было прекрасное время. Я трудился экономистом, пришел в 70-м. Леонид Николаевич был ключевой фигурой в хозяйстве, вторым после легендарного председателя Василия Шиманского. Думал на будущее. Допустим, вместе с Пунтусом установили норму выработки и оплату для механизаторов. Внедрили систему — начали эффективно экономить.

Леонид Николаевич хотел создать в хозяйстве «финансовую подушку безопасности». Мы специализировались на сортовых зерновых культурах. Приносили реальные деньги именно они, поэтому Пунтус и переживал за продукцию. Сортовые семена — это ведь надбавка. Еще один эффективный проект — система севооборотов. Посылали на поле звено, чтобы можно было и отремонтироваться прямо в поле, и дозаправиться. Это сократило затраты. «Уже в 80-х рентабельность хозяйства-миллионера была 100 процентов. А ведь основы такой эффективной работы заложил именно Леонид Пунтус», — говорит Николай Селицкий.

Как бы там ни было, дальновидный агроном-руководитель как в воду смотрел. Нам, его детям, удалось достичь того, о чем он грезил. Если в 1966 году с каждого гектара посевов зерновых и зернобобовых культур получали чуть больше 25 центнеров, то сейчас показатели в несколько раз выше. В 2016-м в ОАО «Гастелловское» зерна получили 87,4 центнера на круг.

Ветераны— Николай СЕЛИЦКИЙ, Ядвига и Иван ФИЛЮТИЧИ

ДИРЕКТОР ОАО «Гастелловское» Станислав Соколовский, который руководит хозяйством с 2010 года, не скрывает: наслышан о Леониде Пунтусе как о классном агрономе. Лично знаком не был. Станислав Чеславович с благодарностью говорит о ветеранах хозяйства и традициях, заложенными ими: «Амбициозные задачи поставлены и перед современным коллективом хозяйства. Мы хотим, чтобы и дальше укреплялись те подходы в работе, та культура производства, основы которой закладывались всеми легендарными председателями колхоза имени Гастелло. Мы стараемся. Главное — работать на совесть, с огнем в глазах, как делали это наши предшественники».

Сейчас в Сеницкой средней школе биографию известного агронома изучают в 10-м классе на уроках истории «Наш край».

КСТАТИ

1967 год в истории хозяйства особенный. Именно тогда колхоз имени Гастелло был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Тогда же Героями Социалистического Труда стали его председатель Василий Шиманский и пастух Андрей Мирутко. Они «составили компанию» бывшему председателю колхоза Михаилу Володько и бригадиру Александру Тарасевичу, удостоенным такого высокого звания несколькими годами ранее. Всего труд более 300 колхозников был отмечен орденами и медалями СССР. Ударной работой белорусских аграриев заинтересовался даже секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Его визит в Сеницу хорошо помнят ветераны.

uskova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter