Улица с двусторонним движением

Семен Шапиро поговорил по душам с гродненскими таксистами

Как наладить работу такси, строго придерживаясь трех главных принципов: безопасность, законность, комфорт? Эту тему обсудили на встрече председателя Гродненского облисполкома Семена Шапиро с таксистами

Направляясь из пункта А в пункт Б, житель областного центра сделал звонок диспетчеру таксофирмы. Водитель подъехавшей машины, не включая таксометр, назвал цену поездки — 35 тысяч рублей. «Дороговато», — посетовал пассажир и потребовал чек.

Такая перспектива таксиста не вдохновила, и он сбросил цену на «десятку». Та же ситуация повторилась в другой машине через несколько часов, когда клиент возвращался домой, с той лишь разницей, что первоначальная сумма выросла до 37 тысяч. Уместный торг и тут дал результаты: пассажир был доставлен за те же 25 тысяч рублей.

Эта конкретная история, которая, согласитесь, могла случиться в любом городе, произошла в Гродно и послужила катализатором для того, чтобы областные власти обратили пристальное внимание на работу службы такси.

Разговору, в котором участвовали руководители соответствующих служб исполнительной власти, контролирующих и судебных органов, фирм, занимающихся частным извозом, и индивидуальные предприниматели, работающие в этой сфере, предшествовал мониторинг работы такси, который прошел под руководством заместителя председателя Гродненского горисполкома Елены Агей. Изучив проблемы с точки зрения пассажира, а их оказалось немало, власти пришли к выводу, что решать их нужно сообща, и привлекли к этому тех, кто непосредственно занимается работой в такси и знает вопрос, что называется, изнутри. Владельцам частных предприятий и индивидуальным предпринимателям отправили письма-приглашения на встречу с руководством области, информация о возможности высказать свою точку зрения первым лицам появилась в СМИ.

В результате на встречу пришли около сотни таксистов, а это немало: всего в Гродно в этой сфере работают 65 фирм и более 420 индивидуальных предпринимателей.

— За последнее время мы вложили большие государственные деньги в строительство и ремонт дорог и улиц, завершили кольцо вокруг города, привели в порядок многие улицы, сейчас ведем ямочный ремонт во дворах. Уверен, что все это почувствовали водители и в первую очередь таксисты, — такое мнение выразил Семен Шапиро. — В свою очередь мы рассчитываем на то, что обслуживание клиентов в такси также поднимется на более высокий уровень. Ведь именно в такси происходит первое знакомство многих гостей Гродно с нашим городом, и от вашей вежливости, порядочности, честности, состояния автомобилей во многом зависят их впечатления.

Мониторинг показал, что здесь пока есть определенные проблемы. Автомобили, которые приезжали по вызовам на трехзначные номера, зачастую оборудованы не всеми необходимыми отличительными знаками такси, а иногда и вовсе не обозначены, таксисты часто предпочитают работать с выключенными таксометрами, называя завышенные цены, некоторые не могут предъявить заполненные путевые листы, а иногда под маской легальных перевозчиков по названным адресам подъезжают «чернофлажники». Все это, как утверждают правоохранители, отнюдь не безобидно и является нарушением не только закона, но и прав потребителей, то есть пассажиров. К примеру, остановленный во время мониторинга водитель, работающий в фирме по «серой» схеме, как оказалось, не имел необходимого для таксиста стажа, не прошел обучения на специальных курсах. К этому следует добавить, что чуть раньше такой же водитель этой же фирмы совершил ДТП, в котором погиб человек. Получается, что, садясь в официально заказанную машину, люди не могут быть уверены в профессиональном уровне водителя, которому на время поездки доверяют здоровье и жизнь. Об этом рассказал начальник транспортной инспекции по Гродненской области Сергей Грудинский.

Красноречивые факты, заставляющие задуматься о прозрачности работы некоторых фирм, привела первый заместитель начальника ИМНС по Гродненской области Тамара Стасевич. На такие размышления налоговиков натолкнули несоизмеримо малые суммы доходов, указанные ими в документах. К примеру, одна из компаний задекларировала годовую выручку в размере… 85 миллионов рублей(!), другая — и того меньше — 70 миллионов. Если разделить на количество дней в году, получается, что заработки составляют соответственно чуть больше 230 и 190 тысяч рублей в сутки. Как и следовало ожидать, изъятые в ходе проверки черновые записи подтвердили наличие неучтенных заказов, которые обслуживались официально не числящимися в штате работниками. Таким образом фирмы экономили на налогах, а легальные таксисты теряли свои деньги.

И еще одно наблюдение налоговиков озадачило: девять руководителей фирм, занимающихся частным извозом, которые, согласно документам, сработали в прошлом году с убытками, тем не менее, указали в личных декларациях факты покупок дорогостоящего имущества.

Для того чтобы ситуация с такси полностью переместилась в рамки правового поля, по мнению правоохранителей, нужно с меньшей лояльностью подходить к вопросу о назначении наказания за выявленные правонарушения. «Здесь нужно действовать по примеру того, как правоохранительные органы объединили усилия в борьбе с нетрезвыми водителями, — таково предложение заместителя прокурора области Светланы Рахман. — Если применять к нарушителям максимально предусмотренное законодательством наказание и ввести этот принцип в систему, то он сработает как превентивная мера». Другими словами, тех, кто работает незаконно, нужно жестко «воспитывать» рублем, вплоть до конфискации автомобилей. Эту точку зрения разделяет и хозяйственный суд, заверил заместитель председателя областной структуры Денис Валдайцев.

При этом, как известно, всякое движение должно быть двусторонним. Поэтому организаторы встречи выразили готовность выслушать мнение самих таксистов. Право голоса получили все, кто хотел задать вопросы и высказать предложения. И таковых прозвучало немало.

В первую очередь легальные перевозчики предложили вернуть действовавшие когда-то в городе стоянки такси. «Людей нужно приучить пользоваться услугами не «бордюрщиков», а зарегистрированных таксистов, — заметил Владимир Дулуб. — А для этого места их стоянки должны быть определены, обустроены и известны горожанам. Кроме того, это поможет выявлять «чернофлажников», если они захотят пристроиться рядом».

Вообще, нужно отметить, что в вопросе борьбы с «нелегалами» мнения власти и работников службы такси совпали в большинстве пунктов. Таксисты сами предложили усилить наказание за незаконное оборудование автомобилей отличительными знаками такси, активнее вытеснять незарегистрированных таксистов с «рыбных» мест у ночных клубов и ресторанов, обеспечить более тщательную проверку водителей с пассажирами в салоне на право извоза со стороны сотрудников ГАИ. Владелец одной из частных фирм предложил открыть «горячую линию», на которую по телефону можно будет сообщать о нарушителях. Хотелось бы добавить, что наклейка с указанием номера этого телефона была бы уместна в салонах всех без исключения машин такси, чтобы пассажир тоже имел возможность поделиться положительными или отрицательными впечатлениями о поездке.

Такой обмен мнениями между представителями власти, контролирующих и судебных органов прошел в регионе впервые. Его результатом, по мнению всех участников встречи, должно стать изменение ситуации к лучшему, что в интересах всех, и в первую очередь пассажиров. Для того чтобы конкретизировать и воплотить в жизнь выраженные на встрече предложения, создана рабочая группа под руководством заместителя председателя Гродненского горисполкома Елены Агей, в которую вошли представители органов власти контролирующих структур, а также фирм, работающих в сфере такси.

В течение двух недель Семен Шапиро поручил определить места для организации стоянок такси, которые будут обустроены, создать телефонную «горячую линию». Кроме того, будет проведена работа по нумерации домов, подъездов, размещению в достаточном количестве табличек с названиями улиц, что облегчит работу таксистов. С другой стороны, правоохранителям поручено разработать предложения по ужесточению административной ответственности для «нелегалов», провести тщательную проверку действующих фирм, под эгидой которых работают незарегистрированные как такси автомобили.

Думается, что итоги этого встречного движения гродненцы почувствуют уже в ближайшее время.

Фото: Лилия НОВИЦКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter