Уютный треш-арт: как пленэр "Арт-салат" добрался до Минска

Улица и немного искусства

Пленэр под названием «Арт–салат» — одно из ярких событий, ежегодно собирающих художников на Гродненщине, — наконец–то добрался и до Минска. 7 арт–объектов, созданных белорусскими мастерами из деревянных поддонов и катушек от электрического кабеля, объединились в выставку «Арт–салат».

Кирилл Кухарчук. «У камина».

Известный, кажется, уже всему Минску «Веселопед» Дмитрия Сурского, «Белая мелодия» Александра Фалея, «Верхний город» Валентина Борздого... Впечатляющие инсталляции размещены компактно на небольшой территории. Самая крупная из них в высоту достигает 7 метров. Новизна ситуации еще и в том, что, пожалуй, впервые современное искусство вышло за пределы своеобразного арт–гетто — центра города, где группируются все более–менее значимые галереи и пригодные для уличных выставок открытые площадки.

Идею пленэров, на которых участники будут создавать композиции из гигантских деревянных катушек, в 2015 году реализовал Юрий Мацко в деревне Салатье Гродненской области. 

Дмитрий Сурский. «Веселопед».

— На стройках неизбежно остается строительный мусор, который нужно как–то утилизировать. И вот мой брат, занимающийся строительством, как–то у меня спросил, не сгодятся ли мне на что–то эти катушки, их было около 30 штук. Первая мысль — просто раскрасить их, потом задумался, что надо бы провести пленэр, позвать коллег... У нас в Салатье художников хватает, деревня живописная, в лесу. И с 2015–го мы проводим «Арт–салат», сейчас уже стоит задача, чтобы больше было не просто расписанных катушек, а именно арт–объектов. В этом году, как видите, в ход пошли еще и деревянные поддоны. Очень рад, что нас пригласили в Минск, огромное спасибо организаторам — крупному торговому центру и администрации Фрунзенского района.

Художник показывает мне фото — вот картонный макет его «Шпульницы»: маленькие раскрашенные катушки, уложенные в пирамиду. От идеи до воплощения путь не то чтобы неблизкий, но создание столь крупных объектов неизбежно затрагивает вопросы не только художественные, но и инженерные. Попробуйте–ка склепать такую махину: в работу вложено много труда и умения, ведь композиции должны быть не только внешне интересными, но и устойчивыми, правильно сконструированными. И, разумеется, инсталляции нужно как следует закрепить на площадке.

Приобщиться к современному искусству можно, не выезжая из спального района.

— Мой «Веселопед» прикован цепью, чтобы не угнали, — смеется председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский. — Я нашел самый легкий путь — показал объект, который уже выставлялся на «Арт–островах». Но на самом деле у меня в багаже пять композиций: три из них находятся в Салатье, а одна выставлялась в проекте «Постулат» — кресло–качалка из катушек. Мне этот материал на самом деле очень по душе. Потому что сегодня в тренде экологичность, рекуперация, вторичное использование, люди увлекаются винтажными предметами. Это здорово и на самом деле поможет нам больше внимания уделять экологии. Использовать строительный мусор вторично, тем более превращая его в художественные объекты, — большое достижение. Хорошо, что такая эстетика радует. У нее есть не очень приятное название — треш–арт, но тем не менее это искусство.

Инсталляция «Далучайся» идеально подходит для дружеского общения.

Добавим — внешне весьма эффектное, впрочем, в том и суть внедрения подобных инсталляций в современную городскую среду: например, композиция «У камина» Кирилла Кухарчука, создающая удивительное ощущение уюта, как и многие другие работы, сделана с таким расчетом, чтобы можно было с удобством присесть и отдохнуть во время прогулки. Ну или сделать яркое и необычное фото для Instagram. Или даже назначить свидание — чем не место встречи для друзей или влюбленных?

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter