В последние годы у нас все больший размах получают медовые ярмарки

Ульи, пчелы, мед душистый

В последние годы у нас все больший размах получают медовые ярмарки...

В последние годы у нас все больший размах получают медовые ярмарки. Оно и неудивительно: более целебного дара природы, чем мед, и отыскать трудно. Потихонечку возрастает интерес к пчеловодству и у белорусов. Подтверждением тому и читательская почта, полная вопросов: с чего начать создание пасеки, на что обратить самое пристальное внимание? Так родилась новая рубрика. А помочь мне ее вести любезно согласился председатель Союза общественных объединений белорусских пчеловодов Михаил Холодинский. До выхода на пенсию он руководил объединением «Минскремстрой», а сейчас полностью посвятил себя пчеловодству, работе на собственной пасеке. Плюс редактирование журнала «Беларускi пчаляр», руководство объединением... И все на общественных началах.


— Михаил Михайлович, как сейчас обстоят дела в нашем пчеловодстве?


— Конечно, хотелось бы лучше. Считается, что в Беларуси имеется около 230.000 пчелосемей. Для сравнения: в 1996 году их было в два с лишним раза больше. С учетом возрастающих в стране площадей посевов рапса, плантаций плодово–ягодных культур пчелиных семей для эффективного опыления явно недостаточно. А это приводит к потерям урожая. Ощущается дефицит и хорошего отечественного меда. Рынок заполнен дешевым и, что греха таить, не всегда качественным продуктом из соседних стран. Вот и становится обидно и за белорусских пчеловодов, и за саму медоносную пчелу.


— Насколько мне известно, бортничеством люди стали заниматься еще в VII веке до нашей эры.


— Мед действительно начали добывать еще в доисторический период. Со временем бортничество стало промыслом, а интересы пчеловодов охранялись законом. Так, к примеру, выломка чужого меда и порча бортных деревьев по «Литовскому статусу» карались смертью. До ХХ века самой распространенной была система колодного пчеловодства, а затем ей на смену пришло прогрессивное рамочное.


— С чего начинается пасека?


— Конечно же, с огромного личного желания. А еще, как бы это неожиданно ни звучало, с отказа от вредных привычек. Пчелы на дух не переносят резких неприятных запахов, в том числе алкоголя и табака. А еще понадобится согласие семьи: без ее активной помощи не обойтись.


Пчеловодство — не только приятное и «сладкое» занятие для души, но и готовность пожертвовать многим ради маленькой пчелки. Да и сама работа на пасеке — тяжкий труд. Зато в награду получите мед, пергу, прополис, маточное молочко, пчелиный яд и другие продукты пчеловодства. Ни в одной лаборатории мира пока не удалось синтезировать хотя бы что–то приблизительно похожее.


Но прежде чем приступать к занятию пчеловодством, нелишним будет проштудировать пару–тройку популярных книг, а еще лучше — немного подучиться. К примеру, в нашем общественном народном университете пчеловодства, занятия в котором начнутся уже в феврале. Разработан специальный курс и для начинающих.


Пчелы хоть и летают, но ульи–то стоят на земле. Поэтому перво–наперво надо подобрать для пасеки соответствующий участок.


— И каким он должен быть?


— Хорошо прогреваться солнцем и быть защищенным от ветров. Лучше всего выбрать для этого южную сторону приусадебного участка или сада, окружив пасеку зеленой изгородью из акации, боярышника, жимолости татарской, кизильника или отгородив высоким (от 2 м) забором, чтобы пчелы при перелете поднимались выше и меньше встречались с людьми и животными. Ульи желательно размещать так, чтобы по пути лета пчел к медоносным угодьям не было детских учреждений, жилых или производственных строений, автомобильных дорог.


Ульи для лучшей ориентации пчел надо выкрасить в разные цвета и установить на подставки высотой 30 — 50 см от земли с небольшим уклоном наружу. Это не позволит во время дождя воде попадать через летки в гнездо. Ульи обычно ориентируют летками на юго–восток.


Некоторые пасечники размещают ульи в сараях, амбарах, на чердаках и других хозпостройках, что защищает пчел летом от солнца, а в другие поры года — от непогоды. Ульи устанавливают плотно к стенам, а напротив каждого летка прорезают щель. Хорошо размещать пасеку вблизи леса, где много различных медоносных растений. Популярно нынче и павильонное содержание. Передвижной павильон — это маленькая (20 — 40 семей) пасека на колесах.


— А какой улей выбрать? Сегодня так много их вариантов.


— Улей — это своеобразный дом для пчел. Поэтому он должен обеспечивать им оптимальные бытовые условия. И при этом быть еще удобным в работе. Главный элемент улья — рамка. Именно на ней протекает жизнь пчелиной семьи: складирование меда, перги, выращивание молодняка... Улей же — лишь оболочка вокруг. Конструктивно и функционально он может быть в трех основных модификациях: лежак, стояк и комбинированный. В лежаке увеличение объема возможно только в горизонтальном направлении. Название «стояк» говорит само за себя: объем такого улья можно наращивать лишь в вертикальном направлении. Обычно он состоит из нескольких ярусов, в каждом из которых может быть до 10 и более рамок. Комбинированные ульи сочетают в себе некоторые особенности лежака и стояка.


Самый простой в обслуживании и самый удобный для наблюдения за пчелами — 16–рамочный улей на рамку Дадана. Он достаточно объемный и теплоемкий, хорошо приспособлен для медосбора в наших климатических условиях, надежно обеспечивает зимовку пчел на открытом воздухе.


Существует много и других конструкций рамочных ульев. Сегодня уже разработаны их проекты с использованием компьютерной техники для общения с пчелиной семьей. Так что выбор есть.


— Что еще нужно пасечнику?


— Кроме ульев, начинающий пчеловод должен своевременно позаботиться о приобретении пчеловодческого инвентаря и пасечного оборудования. В частности, дымаря, лицевой сетки, стамески, проволоки для оснастки рамок, вощины, роевни, воскотопки, медогонки... Без них в работе с пчелами не обойтись.


— А как быть с пчелосемьями?


— За их приобретением лучше всего обратиться к опытным пчеловодам. Можно купить пчел (их отводки) в белорусских пчелопитомниках. На них должны быть ветеринарные свидетельства об отсутствии болезней. Лучше всего приобретать пчел весной или летом. И брать испытанные породы. Карпатку или карнику (краинку), к примеру. Эти породы близки по своим свойствам. Многолетний опыт содержания пчел этих пород подтвердил их миролюбие, высокую продуктивность при сборе нектара и хорошую зимостойкость.


— Если можно, пару слов о собственно пчелиной семье.


— Здоровая пчелиная семья в середине лета может насчитывать до 80.000 особей. В ее составе единственная матка, пчелы и трутни. Пчелиное семейство живет по своим законам. Оторванные от семьи пчелы через некоторое время погибают. Каждая особь занимает в семейной иерархии свое определенное место. Воспроизводство новых поколений — главная функция матки. Она вылетает из улья, чтобы в полете спариться примерно с десятком трутней. Тогда она получает несколько миллионов сперматозоидов. Матка живет от двух до пяти лет, но наиболее продуктивна в первые два года. В весенне–летний период она откладывает до 2.000 яиц в сутки, что может превышать ее собственную массу. Чем тяжелее матка, тем выше ее яйценоскость.


Рабочие пчелы создают необходимые условия для жизни всей семьи. Рабочая пчела — женская особь с недоразвитыми половыми органами, неспособная воспроизводить потомство. В ее функции входят сбор нектара, переработка его в мед, охрана входа в улей, его вентиляция, кормление матки и личинок, построение восковых сот. Каждая пчела выполняет четко обозначенные задачи в зависимости от возраста.


Главное назначение трутня — спаривание с маткой и ее оплодотворение. По размеру трутни больше рабочих пчел, но меньше матки. После спаривания с ней они погибают. В семье обычно несколько сотен трутней. Но с наступлением осени пчелы изгоняют их из улья, чтобы не кормить. Ведь зимой трутни не нужны.


— Сейчас, насколько я понимаю, все работы на пасеке замерли?


— Можно сказать и так. С наступлением устойчивых холодов пчелы переходят в состояние зимнего покоя, и уход за ними до конца февраля — начала марта намного упрощается. Что–то исправить сейчас из упущенного по осени, увы, практически невозможно. Особенно если ульи стоят на открытом воздухе. Поэтому пчел сейчас лучше не тревожить. Разве только периодически прослушивать их. Вообще, пчеловоду надо научиться слушать пчел. Ровный, еле уловимый гул, мгновенно усиливающийся при легком стуке по стенке улья и сразу же затухающий, говорит о том, что с пчелами все в порядке. Если в улье что–то не так, то шум будет слышен за несколько шагов. Возможно, пчелам слишком жарко, тогда надо пошире открыть летки и усилить вентиляцию. Если слышен явный шелест, значит, пчелам голодно. Их срочно надо подкормить!


Честно говоря, я не сторонник зимнего подкармливания. Надо с осени закладывать корма столько, сколько требуется. К тому же и не каждый улей приспособлен для подкормки. В крайнем случае, убедившись в голодании пчел, можно положить под коврик предварительно подогретую рамку с кормом или лепешку сыты (1 кг меда на 0,5 л воды). Жидким сиропом кормить пчел зимой не рекомендуется. Но уже в конце февраля — начале марта, когда матка начнет откладывать яйца, подходы несколько иные.


— Чем еще сейчас могут заняться пчеловоды?


— Приведением в порядок сотового хозяйства. Хорошие соты — главное условие успешного развития пчелосемьи после зимовки и, естественно, богатого медосбора. Правильно отстроенные качественные соты надо беречь. Зимой мыши, а весной восковая моль могут нанести им страшный урон. Выбракованные (темные, заплесневевшие, деформированные) соты и восковой мусор перетапливают в воск, получая не менее ценное сырье. Также до весны надо успеть починить ульи, почистить и продезинфицировать рамки, приобрести вощину.


— Многие пасечники неохотно расстаются с темными сотами: авось пригодятся.


— Это заблуждение с нежелательными последствиями. Пчелы, как известно, в сотах не только складируют мед, но и выращивают молодое поколение. Поэтому на дне и стенках остаются частички пчелиной «одежды». Из–за этого, кстати, соты не только темнеют, но и уменьшаются в размерах. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на размере пчел следующей генерации. К тому же соты аккумулируют и остатки лекарственных препаратов, если их использовали (пусть даже в минимальном количестве). Также остаются на сотах возбудители инфекционных и инвазивных заболеваний. Короче говоря, темные соты не только снижают качество меда, но и являются переносчиком болезней. Поэтому их без сожаления надо отправлять на перетопку. Сильные пчелиные семьи на новой вощине за сезон отстроят новые.


— Михаил Михайлович, как читатели могут связаться с вами?


— Буду рад ответить на любые вопросы. Мои телефоны — (8–017) 385–20–53, (8–029) 756–02–34.


Справка «СБ»


Не рекомендуется размещать пасеку:


на открытых возвышенных местах;


в котловинах и низменностях, где долго задерживается туман;


вблизи больших озер и широких рек: в ветреную погоду будет тонуть и гибнуть много пчел;


рядом с другой пасекой: в плохую погоду пчелы залетают в чужие ульи и остаются там жить;


в зонах, где медоносные растения обрабатываются ядохимикатами с самолета.


Советская Белоруссия №10 (24393). Суббота, 18 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter