Улей для палача Хатыни

Беларусь вправе требовать выдачи Владимира Катрюка

Беларусь вправе требовать выдачи Владимира Катрюка, одного из убийц жителей «огненной деревни», для справедливого возмездия

В нынешнем году мир облетела, без преувеличений, сенсационная новость, от которой содрогнулись во многих странах, переживших годы гитлеровской оккупации. Далеко за океаном, на тихой канадской ферме, опознан один из самых разыскиваемых в мире нацистских преступников — командир взвода 118-го охранного украинского полицейского батальона Владимир Катрюк.

Сегодня дедушке Катрюку перевалило за девяносто, но даже в преклонном возрасте чувствует он себя бодро, кушает мед и многие десятки лет продает со своей пасеки продукты пчеловодства мирным канадским гражданам. Что самое поразительное, с грузом своего прошлого он, похоже, спит спокойно, хотя в списке правозащитной организации «Центр Симона Визенталя» он числится под номером 4 как один из опасных нацистских преступников, состоявших на службе гитлеровской Германии. Поэтому вполне логично, что канадский филиал еврейской общественной организации Бней-Брит потребовал лишить мистера Катрюка гражданства, а центр Визенталя — экстрадировать его в одну из стран, на территории которых он совершал кровавые злодеяния. В первую очередь право на выдачу и справедливый суд над нацистским преступником имеют три страны — Беларусь, Израиль и Украина, народам которых он принес неизмеримое горе и страдания.

По данным центра Визенталя, Владимир Катрюк в полном расцвете сил служил командиром взвода в украинском 118-м охранном полицейском батальоне. Это формирование, как свидетельствуют архивные источники, в годы гитлеровской оккупации Беларуси «специализировалось» на уничтожении мирных жителей, в том числе и еврейской национальности.

Историк Лундского университета в Швеции Пер Андерс Рудлинг провел собственное расследование и заявил, что канадский пенсионер и пчеловод со стажем Владимир Катрюк сыграл зловещую роль в убийствах и сожжении в марте 1943 года жителей белорусской Хатыни. Задача Катрюка состояла в том, чтобы не оставить в живых тех, кто пытался вырваться из горящего сарая. Однако свой зловещий след 118-й полицейский охранный батальон оставил и на украинской земле. Здесь высокопоставленный полицейский Катрюк лично принимал решение об уничтожении населения еще одной деревни на территории нынешней Западной Украины.

Исследование материалов уголовных дел, заведенных на полицейских данного батальона, свидетельствует о том, что Владимир Катрюк — один из главных злодеев, кто должен ответить за многочисленные жертвы Хатыни.

Из показаний полицейского 118-го охранного батальона Остапа Кнапы:

«После того как мы окружили деревню, через переводчика Луковича по цепочке пришло распоряжение выводить из домов людей и конвоировать их на окраину села к сараю. Выполняли эту работу и эсэсовцы, и наши полицейские. Всех жителей, включая стариков и детей, затолкали в сарай, обложили его соломой. Перед запертыми воротами установили станковый пулемет, за которым, я хорошо помню, лежал Катрюк.

Поджигали крышу сарая, а также солому Лукович и какой-то немец. Через несколько минут под напором людей дверь рухнула, они стали выбегать из сарая. Прозвучала команда «Огонь!». Стреляли все, кто был в оцеплении: и наши, и эсэсовцы. Стрелял по сараю и я».

Из свидетельских показаний полицейских батальона:

«Согнав жителей деревни в амбар, Григорий Васюра (начальник штаба 118-го батальона) приказал пулеметчику Катрюку против ворот поставить пулемет. Сарай подожгли. Поджег его некий переводчик-полицейский Лукович. За пулеметами, установленными у дверей сарая, находились каратели Гуцило, Катрюк из «Нахтичаля», а также Абдулаев. В оцеплении в тот трагический день стоял и один предатель из местных националистов, некий Иван Петричук из Плещениц. Когда обезумевшие от ужаса люди выбили ворота, Катрюк выпустил длинную очередь».

В протоколе допроса еще одного обвиняемого по фамилии Думыч есть упоминание о том, как накануне сожжения Хатыни полицейские и солдаты СС вступили возле деревни в бой с партизанами отряда «Мститель»:

«В результате этого обстрела убили женщину-партизанку. Потом я лично видел ее труп, это была молодая женщина. Полицейский Катрюк затем мне показывал и говорил, что у убитой этой партизанки он забрал пояс и пистолет, а также ручные часы с браслетом…»

Кстати, после хатынской трагедии командир отряда «Мститель» Морозов подтвердил, что в результате боя с карателями потери партизан составили три человека: погибли Александр Николаевич Чалых, родом из городка Россошь Воронежской области, Владимир Гиль из деревни Сивцы Мядельского района и 21-летняя минчанка Мария Израилевна Каждан, проживавшая до войны по Червенскому тракту в доме № 32.

Получается, что именно у нее и забрал личные вещи не только убийца, но также мародер и предатель Владимир Катрюк из полицейского охранного 118-го батальона. Сегодня он может отрицать свое участие в расправах над мирными белорусскими жителями, ссылаясь на преклонный возраст, но факты — вещь упрямая, вытравить их из памяти и документов никому не под силу.

Владимир Катрюк солгал миграционным властям Канады при получении гражданства, что он не имел никакого отношения к вооруженным формированиям вермахта. Сегодня местечко Ормстаун, что в нескольких часах езды от Монреаля, как и остальной мир, в ожидании от добродушного пасечника не сладкого меда, а правдивого рассказа о его зловещем прошлом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter