"Укрытие-2": путь к саркофагу станет короче

Самая короткая дорога от украинского города атомщиков Славутич к Чернобыльской АЭС пролегает через Брагинский район.
Самая короткая дорога от украинского города атомщиков Славутич к Чернобыльской АЭС пролегает через Брагинский район. Во времена СССР это не вызывало каких-либо неудобств. Но сейчас все совсем иначе - таможни, пограничные посты, очереди и досмотры превращают прежде короткий переезд через белорусскую территорию в весьма хлопотный...

Однако в скором времени существующий порядок прохождения границы будет изменен. Правда, не для всех, а только для специального транспорта министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций Украины. Дело в том, что вскоре на чернобыльской станции начнется строительство нового саркофага - или, как называют его специалисты, безопасного конфайнмента. Между Славутичем и Чернобылем будут беспрерывно курсировать грузовики со строительными материалами и оборудованием. Естественно, что обычный таможенный досмотр в данном случае может привести ко многим проблемам и задержкам в строительстве. Да и скопление машин, мягко говоря, будет внушительным. Ведь белорусский пункт пропуска "Комарин" представляет собой всего две асфальтированные полосы в каждом направлении. Необходимо построить еще по одной полосе - исключительно для транспорта МЧС - и усовершенствовать процедуру проверки. В частности, будут установлены дополнительные компьютеры, пропускающие по предъявлении специальных карточек "чернобыльские" машины. Финансировать реконструкцию пункта пропуска вызвалась украинская сторона.

В минувшую пятницу все технические вопросы предполагаемой системы пропуска обсуждали в Комарине пограничники и таможенники Беларуси и Украины. Впервые же проблема была озвучена на встречах Советов Министров двух стран.

Сама проблема - выше интересов Беларуси и Украины. Новый саркофаг - проект важнейший. Нынешний саркофаг, возведенный в 1986 году над четвертым блоком Чернобыльской АЭС, практически исчерпал срок гарантийной эксплуатации. На нем уже есть трещины, проседает потолок... По мнению специалистов, обрушение объекта "Укрытие" может привести к более тяжелым экологическим последствиям, чем катастрофа 1986 года. Ведь он хранит в себе около 200 тонн ядерного топлива, и никому из ученых ничего неизвестно о процессах, протекающих внутри реактора, под ним погребенного.

Кстати...

В Славутиче проходит широкое обсуждение концептуального проекта нового безопасного конфайнмента (НБК) - нового саркофага. Прежде чем появился этот проект, группа международных экспертов из стран европейского содружества, США, Украины, России и Японии изучила практически все возможные альтернативные предложения по преобразованию объекта "Укрытие". В результате Международная консультативная группа пришла к выводу, что на сегодняшний день концепция конфайнмента типа АРКА лучше всего удовлетворяет ключевым функциональным требованиям.

НБК будет представлять собой защитную оболочку-"арку", которая полностью закроет собой объект "Укрытие". Ее высота составит 108 метров, длина - 257 метров, ширина - 150 метров. Новый саркофаг "Укрытие-2" станет самой большой надвижной конструкцией в Украине. Его планируют строить вблизи четвертого энергоблока, а затем надвинуть на старый саркофаг и полностью закрыть. Ожидается, что работы, связанные с подготовкой почвы и фундамента для конфайнмента, будут довольно внушительные по объему.

Разработчики проекта (проект еще является, по сути, технико-экономическим обоснованием) обещают, что срок эксплуатации НБК составит более 100 лет. В новом саркофаге будут обеспечены условия для демонтажа разрушающихся конструкций старого объекта "Укрытие", установлены современные системы контроля. Строительство НБК обойдется европейским донорам и Украине не менее чем в 400 миллионов долларов и затянется на 6 - 7 лет. Между тем срок гарантийной эксплуатации старого саркофага заканчивается в 2006 году, а новый еще находится в первой стадии проектирования.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter