Укрощение металла

На Гомельщине за год задержано 1250 т нелегально вывозимого лома

Как остановить нелегальные «караваны», вывозящие за рубеж стратегическое сырье из нашей страны?

То, что Беларусь не обладает собственной металлургической базой (железорудными ископаемыми) и вынуждена приобретать металл за рубежом, не является секретом. Тот же гигант отечественной индустрии Белорусский металлургический завод (БМЗ) для выпуска востребованной в разных уголках мира продукции использует металлоотходы хозяйственного комплекса республики, вовлекается в технологический процесс на предприятии и привозное сырье — металлический лом, ферросплавы, другие материалы. Заметим: речь здесь идет не о десятках—сотнях килограммов. По некоторым данным, ежемесячная потребность БМЗ в ломе составляет более 200 тысяч тонн. Очевидно: чем внушительнее цифра заготовленного, тем меньше сотен тысяч долларов будет вымыто из государственного кармана на внешние закупки металлосырья. Их, как известно, белорусские промышленники осуществляют преимущественно в России по коммерческим ценам. Объем импорта металла внушителен — более 2 миллионов тонн ежегодно.

Экономисты подсчитали, что сталь, выплавляемая из металлолома, по себестоимости в 10—12 раз дешевле произведенной из руды. Нужно ли при таком раскладе доказывать то, что и так ясно как божий день: почему обычное на первый взгляд железо для синеокой Беларуси является стратегическим товаром?!

Что же предлагают заводчанам — сталеварам и металлургам — отечественные заготовители металлосырья? Совсем недавно руководитель государственного объединения «Белвтормет» Николай Бондарь заявил, что с 2006-го по 2009 год заготовка металлолома в республике увеличилась на 123 процента, или на 280 тысяч тонн. Но даже 120 тысяч тонн сырья в год, а именно столько сегодня сдают в стране организациям потребкооперации и напрямую в цеха Белвтормета около 15 тысяч субъектов хозяйствования и частные заготовители, — это всего лишь половина потребности одного лишь БМЗ. Но ведь на долю «испеченного» Белвторметом коллективного «пирога», кроме жлобинского предприятия, проектные мощности которого рассчитаны на годовой выпуск более 1 миллиона тонн стали, 500 тысяч тонн сортового металла и 250 тысяч проката, претендуют еще около 60 предприятий республики, использующих металлолом в своих литейных производствах: МТЗ, МАЗ, гомельский «Центролит», завод отопительного оборудования…

Это, как говорится, одна сторона медали. А теперь, как в фильме о разведчике Штирлице, информация к размышлению, полученная автором этих строк во время завершившегося недавно в прокуратуре Гомельской области координационного совещания работников правоохранительных, налоговых и других органов. Госзаказ на сдачу лома и отходов черных и цветных металлов, доведенный правительством субъектам хозяйствования области, в 2009-м оказался недовыполненным на 6,3 %, а в первом квартале текущего года — на 2,7 %.

И в то же время... Кажется на первый взгляд парадоксальным, но, по данным того же Белвтормета, одним из самых примерных в плане выполнения заданий по заготовке металлосырья называется... Министерство внутренних дел. Да-да, ведомство, не имеющее собственной металлопереработки. Загадка? Отнюдь!

— В результате проведенного анализа ситуации, связанной с незаконным оборотом лома металла, резко растущей динамики не отмечается, — сообщил «Р» начальник отдела по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства прокуратуры Гомельской области Виталий Карталевский. — В то же время в 2009 году правоохранительными органами региона выявлено 170 случаев незаконной предпринимательской деятельности граждан по заготовке лома цветных, черных металлов, задержано более 1250 тонн стратегического сырья, вывозившегося из республики. В текущем году предотвращен его вывоз уже почти на 800 тонн. Это подтверждает: «железный» бизнес имеет системный характер...

В этой связи не вызывает удивления, что наибольшее число выявленных правонарушений в сфере теневого оборота металла приходится на сопредельные с российской территорией районы: Ветковский, Чечерский, Добрушский. 78 процентов от их общего числа в 2009-м и более половины — в первом квартале этого года. К слову, в названных районах объемы задержанного лома заметно превосходят легально доставленные на приемные пункты.

Позволим себе небольшое дополнение. «Погоду» в нелегальном бизнесе сегодня в меньшей степени делают заготовители-одиночки. Теневой оборот металла приобрел не только системный, но и все более организованный характер, с четким распределением ролей среди участников: одни собирают его и сдают на нелегальные пункты приема, другие хранят, третьи по лесным и проселочным дорогам доставляют в Россию и продают скупщикам. Собеседник «Р» Виталий Карталевский в качестве примера привел уголовное дело, возбужденное около месяца назад в отношении группы лиц, занимавшейся незаконным сбором металла в пяти районах Гомельщины и трафиком его за пределы страны. В «бизнес-пирамиде», действовавшей с 2006 года, работало более 20 заготовителей. Еженедельно за границу вывозилось лома на сумму около 50 тысяч долларов. Только один грузовик с металлом, задержанный правоохранителями у белорусско-российской межи, «потянул» на 130 миллионов рублей. Дело перевозчика, жителя Гомеля, скоро будет направлено в суд, ему и его подельщикам грозит наказание от 2 до 7 лет лишения свободы.

Не менее показательным выглядит и пример задержания милиционерами взвода охраны зоны радиоактивного загрязнения 53-летнего жителя деревни Красное Гомельского района, который на своем автомобиле вывозил в Россию без сопроводительных документов 880 килограммов алюминия, около 800 килограммов латуни, 1,5 тонны меди, полтонны нержавеющей стали на общую сумму около 10 миллионов рублей. Занятия нелегала также квалифицированы по статье КоАП Республики Беларусь как незаконная предпринимательская дея­тельность.

Примеры из этого ряда можно продолжать. Однако в большинстве своем, и в этом были солидарны участники координационного совещания в Гомеле, реальной картиной в сфере нелегального оборота лома сегодня правоохранительные органы не располагают. Вследствие чего в их сети в ходе мероприятия по предотвращению нелегального бизнеса под названием «Шлагбаум», рейдовых и оперативных проверок попадается чаще «мелкая рыбешка». «Акулы» же и организаторы противоправной деятельности остаются в тени. Сотрудники милиции, прокурорские работники могут привести на этот счет массу доказательств. Читателей же приглашаем поразмыслить над следующими параллелями. В Светлогорском, Калинковичском, Ельском, Октябрьском и некоторых других районах Гомельщины за период 2009-й — первый квартал нынешнего года не зафиксировано ни одного эпизода незаконной предпринимательской деятельности, связанной с заготовкой металлосырья, в Мозырском, Житковичском, Хойникском, Лоевском районах отмечены единичные факты. В то же время в этом году из 220 случаев хищений металла с территорий хозяйств, предприятий и организаций Гомельщины (раскрыто только 77 таких проявлений) львиная доля корыстных посягательств на общественное добро регистрировалась в тех же Мозырском, Калинковичском, Светлогорском районах. Это может означать следующее: украденное в «благополучных» районах всевозможными нелегальными путями перебрасывается к российским рубежам и частично пополняет сводку правонарушений соседствующих с ними белорусских территорий. В более глобальном смысле Гомельщина в силу своего географического положения по-прежнему выполняет транзитную функцию в перемещении металла из разных регионов нашей страны в Россию...

Борцы с незаконным промыслом открыто называют истинные причины, делающие заготовительный металлобизнес привлекательным. Во-первых, до недавнего времени цены у российских скупщиков превышали наши примерно в два раза. Увеличение в этом году в республике закупочных цен на лом несколько смягчило ситуацию, но кардинально ее не изменило. Во-вторых, одним из условий для такой деятельности нелегалов служит отсутствие препятствий на государственной границе с Российской Федерацией. В-третьих, сами условия сдачи металлолома частниками существенно разнятся. В России физическое лицо может сдать в приемный пункт какой угодно металлолом, включая трактор или авто, не опасаясь, что у него спросят, кому это принадлежало ранее. В нашей республике в приемном пункте Белвтормета или райпо в аналогичном случае обязательно потребуют паспорт и подтверждение, что сдаваемое имущество принадлежит сдатчику на правах собственности. С одной стороны, такой порядок отсекает возможность криминальной подоплеки заготовок. С другой — по понятным причинам часть сборщиков лома направляется туда, где и «навар» выше, и сдавать проще...

В качестве дополнительного барьера на пути «железной реки», бегущей из Беларуси в Россию, правоохранителям видится недавнее ужесточение норм административной ответственности в отношении нелегальных заготовителей металла. Теперь перевозка лома без сопроводительных документов грозит не только немалым штрафом, конфискацией металла, но и «экспроприацией» по решению суда транспортных средств, используемых для трафика стратегического сырья. В прокуратуре Гомельской области сообщили: со времени внесения изменений в законодательство хозяйственным судом вынесено 40 решений о конфискации автомобилей и тракторов у их владельцев, около 25 из них уже вступили в законную силу.

Означает ли это, что «металлисты» начнут дружно отказываться от своего доходного промысла. Судя по последним милицейским сводкам, о такой тенденции говорить преждевременно. Вот лишь несколько последних сообщений. 28 июля в три часа сорок минут возле деревни Антоновка Добрушского района сотрудниками взвода по охране территории радиоактивного загрязнения задержан КамАЗ с 14 тоннами металлолома, которым управлял 28-летний гомельчанин. Днем раньше в Чечерском районе недалеко от деревни Вознесенск сотрудники милиции остановили МАЗ с полуприцепом, на котором житель Барановичского района перевозил без соответствующих документов 20 тонн лома черных металлов…

-------------------------------

Послесловие

На координационном совещании в прокуратуре намечен ряд организационно-практических мероприятий по противодействию незаконному предпринимательству и предупреждению правонарушений, связанных с оборотом черных и цветных металлов. Насколько известно, в эту деятельность будут активнее вовлекаться органы власти и управления. В свою очередь сотрудники Комитета госконтроля будут регулярно проводить мониторинг, насколько эффективна деятельность хозяйствую­щих субъектов по закупке лома металлов у населения и юридических лиц. С вытекающими по итогам проверок выводами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter