И не важно, как это называется — «особый статус Донбасса» или, как выразился Петр Порошенко, — «возможность специфической организации местного самоуправления в некоторых административно–территориальных единицах Донецкой и Луганской областей», — суть не меняется. Все поняли, что военное обострение принесет лишь очередные жертвы, а не разумное решение конфликта. И самое главное, что почти за год, как в Минске начала работать контактная группа по Украине, достигнут международный консенсус. Международное мнение о невозможности военного разрешения конфликта уже сложилось. Важно теперь это видение воплотить так, чтобы, как отмечают сами украинские политологи, не взорвать внутреннюю ситуацию в стране.
С другой стороны, и лидеры самопровозглашенных ЛНР и ДНР начали говорить о готовности проведения избирательной кампании в органы местного самоуправления. Да, есть вопросы, по каким законам пройдут выборы, кого к ним допустят и т.д., но это детали. Главное же, что сегодня и донбасский самоотвод, и киевская децентрализация допускают переход к возможной мирной перезагрузке местной власти. Этот переход в свою очередь напрямую зависит от глобальной перезагрузки.
Фундаментальных причин для пересмотра позиции Запада в отношении России пока еще нет, но локальные изменения все же есть. США оценили сговорчивость России по Ирану, благодаря чему принято соглашение по иранской ядерной программе. Многие обозреватели связывают именно этот факт с началом рассмотрения конституционных изменений в Раде.
А долги страны между тем могут достичь 100% от ВВП уже в этом году. Поэтому Киев добивается списания 40% долгов по ценным бумагам на сумму 15 миллиардов долларов, чтобы сократить долговую нагрузку на свою истощенную экономику. Но группа из четырех кредиторов во главе с американской компанией Franklin Templeton, в руках которых сосредоточены бонды Украины на 9 миллиардов долларов, отказывается делать какие–либо списания. Взамен она предлагает Киеву отсрочку выплат.
В качестве уступки украинский минфин предложил недавно кредиторам дополнительные «инструменты восстановления стоимости», выплаты по которым будут производиться в случае достижения Украиной более высоких, чем сейчас прогнозируется, показателей роста ВВП.
Итак, ясно всем — украинский ВВП может начать рост только в случае прекращения изнурительной войны. Так же как понятно и другое — независимо от того, как сложится политическая ситуация в Донбассе, экономической альтернативы нет. Для того чтобы восстановить этот регион, необходимо будет обращаться за помощью к международному сообществу. И лучшим выходом, по мнению многих обозревателей, было бы образование комитета по восстановлению Донбасса. Ни Россия, ни Запад в одиночку такой груз на себя брать не хотят. Это и толкает их к сотрудничеству на основе выполнения минских соглашений. Станет ли середина лета переломным этапом на этом пути? Посмотрим. Выбирать новую власть на местах украинцы будут уже 25 октября. Им жить — им и решать.
Советская Белоруссия № 136 (24766). Вторник, 21 июля 2015