Украина: туда и обратно

Идея пересечь на рейсовом автобусе белорусско-украинскую границу возникла у меня после того, как знакомые гомельчане рассказали о некоторых особенностях, делающих даже краткую поездку, скажем, в приграничную украинскую деревушку Новые Яриловичи чрезвычайно хлопотной.
Идея пересечь на рейсовом автобусе белорусско-украинскую границу возникла у меня после того, как знакомые гомельчане рассказали о некоторых особенностях, делающих даже краткую поездку, скажем, в приграничную украинскую деревушку Новые Яриловичи чрезвычайно хлопотной. Особенно яркие впечатления моих собеседников связывались с таможенным досмотром: "Будто в настоящую заграницу едешь!" Согласитесь, накануне массовых поездок наших сограждан в Крым и на другой украинский юг, а затем обратно "прозондировать" приграничную ситуацию с точки зрения простого туриста весьма полезно. И я поехал...

Автобусный билет до Чернигова стоит чуть больше 3 тысяч белорусских рублей. Еще дешевле обратный билет, который продается за гривны. Недостатка в пассажирах нет. Что касается грузов, то, как известно, на пути украинских черешни и баклажанов с прошлого года стоят заслоны в виде норм, запрещающих частному лицу ввозить в Беларусь больше 10 килограммов сельхозпродукции.

7.55. Пункт таможенного оформления "Новая Гута". Нас просят выйти из автобуса. С вещами. Народ, кряхтя, вытаскивает из салона и багажного отделения какие-то коробки, сумки, тележки. Некоторые делают по два "рейса", поэтому в салоне образуются заторы из движущихся навстречу друг другу людей. Кто-то, рукавом вытирая пот, судорожно мечется по автобусу в поисках сумки, в которой предположительно лежит паспорт.

Всей гурьбой заходим в красивое просторное помещение для досмотра. Женщина рядом со мной заглядывает через головы соседей по очереди и радостно сообщает, что сегодня сумки не смотрят, - раньше заставляли открывать, искали "ценный капитал". Дойдя до заветного окошка, подаю паспорт. Таможенник интересуется, не везу ли я оружие или наркотики. Не везу. Штамп - и досмотр пройден. Мой скромный багаж никого не заинтересовал. Все знают о чуть ли не сверхъестественной способности пограничников и таможенников вычислять контрабандистов по выражению лиц. Видимо, на нарушителя я не был похож.

Коробки, сумки, тележки водружаются на место. На прохождение белорусской таможни - от ворот до ворот - мы затратили 33 минуты. По словам попутчиков, легко отделались - бывало, и побольше держали. Украинскую часть границы прошли и вовсе быстро - из автобуса, слава Богу, здесь выходить не требуется, овощи-фрукты ввозить можно без ограничений. Выйдя в деревне Новые Яриловичи, принялись ждать обратного автобуса. В 9.45 мы опять на украинской таможне. Здесь бьют свой предыдущий рекорд оперативности досмотра - все формальности занимают 13 минут. В 10.05 перед нами снова гостеприимно распахивает шлагбаум родина. На этот раз наши таможенники настроены серьезнее. В шикарный зал оформления и контроля уже стоит очередь из пассажиров автобуса, прибывшего раньше. Люди флегматично сообщают, что ждут уже "можа, час, а можа, и полтора"... Наконец очередь начинает двигаться. Багаж, ко всеобщему удовольствию, снова не проверяют.

Двое пенсионеров - явно не "челноки" - поминутно останавливаясь, чтобы отдышаться, перетаскивали от автобуса к зданию свои котомки. Проблемой стала ступенька перед дверью. Поддерживая жену, пожилой мужчина в железнодорожной фуражке и с орденом Отечественной войны на стареньком пиджаке не удержал сумки, те повалились на асфальт, он принялся их поднимать... На мое предложение помочь, сразу предупредил: "Платить нам нечем". Оказалось, что Сергей Прокопьевич и Антонина Робертовна едут из-под Чернигова к сыну и невестке в Гомель. Ездили и раньше - когда еще не было такой красивой таможни. Тогда, правда, выходить из автобуса не заставляли, проверяли паспорта, да и пропускали с Богом. На этот раз автобусом воспользовались в надежде, что будет полегче, - здоровье уже не то. Однако после всех проверок старики сказали, что в следующий раз (если вообще будет этот следующий раз) поедут поездом - там хоть и ехать долго, и ступеньки высокие, но, говорят, на границе из вагона не выводят. На этот раз белорусскую таможню мы прошли за 55 минут.

Так и осталось загадкой - для чего нас заставили таскать пожитки по жаре? Печать в паспорте можно было поставить и в автобусе. Может, таможенникам жаль, что будет простаивать такой прекрасный зал таможенного досмотра? И все же, помнится, при открытии "Новой Гуты" радостно декларировалась цель: сделать пересечение границы максимально комфортным для честных граждан. Насколько эта цель достигнута - спросите у пассажиров автобуса Гомель - Чернигов. Они докажут, что благодаря суперсовременной "Новой Гуте" дорога от Гомеля до Чернигова порой удлиняется едва ли не на треть. Вообще, тщательность, с которой мы охраняем свои таможенные границы (от своих же, кстати, людей), достойна изучения. На своем богатом опыте заграничных поездок убедился: выходить с вещами из автобуса предлагают только наши таможенники. И досмотр багажа проводят только белорусы - поляки, чехи, словаки, венгры, македонцы, югославы и прочие содержимым сумок интересовались мало. Запомнился эпизод, не такой уж и давний, когда в туристический автобус, набитый директорами фирм, журналистами и отнюдь не рядовыми чиновниками, на Брестской таможне вошла женщина в форме с лычками ефрейтора. Осмотрев пассажиров, скомандовала: "А ну-ка, тихо!" - надолго определив в сознании участников поездки тогдашний имидж погранслужб.

Объективности ради скажу, что сейчас этот образ поменялся. Во время своего короткого приграничного эксперимента я убедился, что таможенники и пограничники чаще улыбаются, вежливы и корректны. Очень хорошо! Но и от определенной критики, которая показалась мне актуальной, я не отказываюсь. Граница все-таки лицо страны, а оно должно быть красивым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter