Украина: что показали итоги референдума

Итак, референдум на востоке Украины, о котором было так много споров, состоялся.

Итак, референдум на востоке Украины, о котором было так много споров, состоялся. Большинство жителей Донецкой и Луганской областей выступили за самоопределение своих регионов. После недавних кровавых событий в Одессе и Мариуполе, где в результате столкновений украинских силовиков и сторонников федерализации погибли более 60 человек, сомнений в том, что организаторы плебисцита пойдут на попятную, ни у кого не возникало. Вполне прогнозируемыми были и результаты голосования, ведь, как ни крути, но восток Украины ментально, идеологически тяготеет к России и категорически отказывается признавать власть, установившуюся в результате событий на киевском Майдане. Но теперь появились новые вопросы, и главный из них заключается в том, какие последствия будет иметь референдум для территориальной целостности страны.

Важен каждый голос

В каждой из областей на голосование был вынесен всего один вопрос:  “Поддерживаете ли вы Акт о государственной самостоятельности Донецкой (Луганской) Народной Республики?”. По предварительным данным, в Донецкой области да сказали около 90 процентов избирателей, в самопровозглашенной Луганской республике за независимость региона проголосовали более 95 процентов граждан. Причем референдум прошел при небывало высокой явке избирателей — почти 75 процентов проголосовали в Донецкой области и 81 процент в Луганской. Исполняющий обязанности президента Украины и председатель Верховной Рады Александр Турчинов назвал референдумы фарсом, подчеркнув, что они не будут иметь никаких юридических последствий, а организаторов ждет уголовная ответственность. Не признали результаты голосования в США и Евросоюзе. Справедливости ради стоит отметить, что обнародованные итоговые цифры действительно сложно проверить, поскольку все делалось в спешке. Порой даже кажется, что о высокой явке организаторы позаботились куда больше, нежели о соблюдении процедурных формальностей. У ополченцев не было доступа к спискам избирателей, на избирательных участках отсутствовали кабинки для голосования, а некоторые участки и вовсе находились под открытым небом. К тому же голосование проходило на фоне антитеррористической операции, весь день поступали сообщения о провокациях, о стычках между ополченцами и военными. Тем не менее люди шли голосовать, и двигала ими не чья-то воля, а простое человеческое желание мира и спокойствия, стремление решать конфликты исключительно в политической, а не силовой плоскости. Сколь бы долго не спорили о юридических тонкостях референдума, надо признать, что его легитимность ничуть не меньше того, что происходило на Майдане и после него.

— То, что случилось, это исторический факт, и сегодня можно говорить, что киевские власти сами спровоцировали подобные результаты референдума, — считает руководитель аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко. — Произошедшее в Одессе, Мариуполе, Славянске вполне естественно вызвало жесткое противодействие со стороны людей. Я не думаю, что Донбасс пойдет по пути Крыма (судя по последним заявлениям Путина, Россия не готова включать в свой состав новые регионы. — Е. К.), но в любом случае референдум — это более легитимный путь разговора, нежели расстрелы и поджоги. К сожалению, у нынешней украинской власти желание брутально подавить протест, послать в восставшие регионы армию сильнее, чем желание искать компромиссные варианты успокоения. И если такое желание будет сохраняться, противостояние может выйти на новый уровень. 

Ответная реакция

Так или иначе, но не учитывать результаты референдума сейчас просто невозможно. После проведенных военных операций Киеву теперь будет невероятно сложно вернуть под контроль Донецк и Луганск. И чтобы избежать дальнейшего кровопролития, центральным властям и руководству так называемых самопровозглашенных республик рано или поздно придется начинать переговоры либо о разводе, либо о формате дальнейшего сосуществования. Второе явно предпочтительнее для национальных интересов Украины. Распад недопустим по чисто экономическим соображениям. Если Донецкая и Луганская области (а вслед за ними, не исключено, что и Харьковская) выйдут из состава страны, Украина лишится индустриального кластера и мощных сырьевых баз. На долю этих регионов с их крупными предприятиями угледобывающей, металлургической, химической промышленности, ракетно-космической отрасли, авиа- и судостроения приходится без малого треть  всего промышленного производства страны. И если юго-восток отколется, украинская экономика получит весьма ощутимую пробоину, залатать которую просто нечем.

О том, что будет после референдума, единого мнения пока нет даже среди лидеров пророссийского движения в Донбассе. Лидер Донецкой народной республики Александр Хряков заявил о прекращении боевых действий и переводе работы в политическую плоскость. В кратчайшие сроки  планируется создать органы государственной и военной власти. “Народный мэр” Славянска Вячеслав Пономарев пошел еще дальше, заявив, что следующим шагом станет образование Донецкой народной республики, в планах которой тесное взаимодействие с Россией, в том числе по вопросу вступления в Таможенный союз. Некоторые пророссийски настроенные активисты Луганской области не исключили возможности проведения референдума о присоединении к России.  

Другие настроены не столь оптимистично. Еще до начала голосования председатель Центральной избирательной комиссии Донецкой области Роман Лягин утверждал: “Ответ да на референдуме не означает, что Донецкая область станет частью России, останется в составе Украины или превратится в самостоятельное государство. Мы всего лишь добьемся поддержки большинства населения региона и заявим миру, что хотим изменений”. В этом же ключе выдержана реакция Москвы на результаты референдума. В Кремле “с уважением относятся к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей и исходят из того, что практическая реализация итогов референдумов пройдет цивилизованным путем, без каких-либо рецидивов насилия, через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска”, — отметили в пресс-службе российского президента. При этом Россия будет приветствовать любые посреднические усилия в интересах налаживания такого диалога, в том числе по линии ОБСЕ.

Что ж, в таком случае имеет смысл вернуться к идее “Женевы-2”, чтобы выработать четкие, пошагово расписанные рекомендации кто, что и в какие сроки обязан сделать. Без конституционной реформы точно не обойтись, но она должна учитывать согласованные интересы всех сторон конфликта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter