Украина: быть ли войне?

Несмотря на достигнутое в Минске перемирие, обстановка в  Донбассе остается напряженной
Несмотря на достигнутое в Минске перемирие, обстановка в  Донбассе остается напряженной. И это — мягко говоря. Сообщения об обстрелах и провокациях поступают ежедневно. Неужели противники не навоевались? И что толкает их к продолжению конфронтации?


Сейчас сложилась ситуация, которую впору характеризовать знаменитыми словами Троцкого, сказанными во время переговоров в Брест-Литовске, «ни мира, ни войны». И украинские власти, и руководители «народных республик» пошли на переговоры исключительно под внешним давлением, в основном России и стран Евросоюза. Это подтверждает и прозвучавшее накануне заявление премьер-министра ДНР Александра Захарченко об отставке. Он объяснил свой уход неготовностью «предавать интересы Донбасса», то есть сотрудничать с официальным Киевом.


Не устраивает стороны и нынешняя линия разграничения. Она невыгодна прежде всего ополченцам. Позиции украинских войск слишком близко подходят и к Донецку, и к Луганску. Для большей стабильности контролируемых ими территорий отрядам «народных республик» нужно полностью овладеть Донецким аэропортом, районом Дебальцево, который находится на стратегической трассе, связывающей оба административных центра, и поселком Счастье — предместьем Луганска. Именно здесь сейчас и происходят основные бои. Судя по всему, продолжатся они и в ближайшее время.


Даже отвод войск и создание зоны безопасности шириной 30 км не могут прекратить вооруженное противостояние. Ничто не мешает действовать в бывшей прифронтовой полосе мелким диверсионным группам. При этом преимущество будут иметь как раз ополченцы. Опыт летних сражений показал, что украинские войска способны вести более-менее эффективные боевые операции лишь при массированной огневой поддержке. В непосредственных же столкновениях пехотных подразделений верх оставался в основном за ополченцами. А Минский меморандум от 19 сентября предписывает отвести от линии соприкосновения войск артиллерийские системы калибром свыше 100 мм на удаление их максимальной дальности стрельбы. О том, что украинцы готовятся к подобному развитию сценария, говорит факт возвращения в войска 203-миллиметровой САУ «Пион». Этот гигант, который не подпадает под действие последних соглашений, может отправлять снаряды весом в центнер почти на пятьдесят километров.


В случае отвода войск для бойцов «армии Новороссии» открываются возможности вернуть под свой контроль Северодонецк и Лисичанск, а также создать предпосылки для овладения Мариуполем и прилегающим к нему стратегически важным райцентром Волноваха. Известно, что в этих населенных пунктах широко распространены симпатии к ополченцам. В этом случае «народные республики» приобретают все шансы стать полноценными территориально-государственными образованиями. Правда, вне зоны их контроля останутся Краматорск и Славянск, имеющие не только военно-политическое и экономическое, но и символическое значение. Пока там расположен штаб «антитеррористической операции», и это серьезный фактор раздражения для ополченцев, особенно участников обороны двух городов.


Украинские власти, в свою очередь, болезненно переживают военное поражение в Донбассе и стремятся использовать перманентные стычки и обстрелы как инструмент внутриполитической борьбы в разгар избирательной кампании в парламент. Судя по всему, этот фактор останется одним из решающих в украинской политике еще долгое время.


Совсем недавно казалось, что надежным гарантом стабилизации в Украине является пусть и хрупкое, но все же согласие. Однако последний визит помощника госсекретаря США Виктории Нуланд в Киев внес тревожную нотку в комментарии экспертов. Американский дипломат открыто поддержала милитаристские приготовления Украины, выразила готовность помочь в укреплении границы с Россией. В этой связи возникает вопрос: а насколько искренне Соединенные Штаты поддерживают процесс мирного урегулирования в Украине?


Поэтому нельзя сказать, что в Донбассе снова запахло войной. Этот запах никуда и не выветривался. Впору говорить о возвращении к «духу Минска», то есть к той атмосфере миротворчества, которая зародилась в белорусской столице всего несколько недель назад.

Вадим ГИГИН


gigin@belta.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter