Украденную реликвию не нашли до сих пор
12.01.2012
Ценность — понятие осязаемое
Казалось бы, преступление налицо: взлом, хищение... Но неделю спустя было вынесено решение: в возбуждении уголовного дела отказать. Основание: причинение незначительного ущерба. Это потом, годы спустя, специальная комиссия подсчитает, что «незначительный ущерб» равен 26.218 рублям, что подпадало под статью УК БССР «Хищение в особо крупных размерах»! Все дело было в самих ценностях. А они в те годы не очень-то интересовали власть...
Уже через 10 дней в отделе милиции Миорского района раздался тревожный звонок: 7 марта грабители вновь проникли в ту же самую церковь тем же способом, распилив решетку на окне. На этот раз незваные гости утащили все оставшиеся ценности, в основном оклады икон из драгоценных металлов. Теперь добычей воров стала другая ценность мирового значения — серебряный оклад иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская». Но никто не спешил учиться на ошибках. И на этот раз ответственному следователю показалось, что урон ничтожен, уголовное дело возбуждать не стоит! Позже комиссия определит, что повторный ущерб составил еще 36.082 рубля.
Оклад от иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская» — уникальный памятник древнебелорусского искусства XVIII века. Датирован 1774 годом. Некогда икона с окладом принадлежала церкви Виленской губернии. Числится музейным экспонатом союзного значения. Был на учете в Государственном художественном музее БССР как памятник искусства союзного значения с оценкой 25.000 руб.
Работа закипела
Наконец общественность загудела, и в органах к гласу народа прислушались. В считанные дни все постановления об отказах в возбуждении уголовных дел были отменены. Работа закипела. Витебская областная прокуратура дела о хищениях из церквей объединила в одно производство. Руководство управления уголовного розыска МВД БССР дало четкое указание: остановить серию краж, найти виновных. Если понадобится — сидеть у церквей и караулить, установить наблюдение и отлавливать всех подозрительных лиц.
Был составлен подробный план расположения храмов в Витебской области. Оперативники в штатском стали дежурить в местах вероятного появления грабителей. Но результат был нулевым.
Первая зацепка
О том, что белорусская милиция всерьез взялась за дело, очевидно, прослышали и расхитители икон. С этого момента в Белоруссии не случилось ни единого факта воровства церковной утвари. Зато, когда серия краж прошла по союзным сводкам, к белорусским коллегам обратились псковские милиционеры. Теперь кражи совершались у них, и не только кражи. На этот раз воры пошли дальше. Желая заполучить редкие иконы, они зверски избили в Пскове отца Юрия, когда тот отказался добровольно отдать ценности.
Очевидно, что злодеи на разбой идти не собирались и нападение на священнослужителя было спонтанным, иначе как объяснить, что в суматохе один из нападавших выронил свою платежную телефонную книжку (в былые времена для оплаты телефона, газа, электричества имелись специальные книжечки с отрывными листами). А там были разборчиво вписаны его имя и адрес — Юрий Иванович Скобцов, житель города Ленинграда.
Скобцова разыскали в два счета. Но каково же было удивление, когда выяснилось, что у него железное алиби, он уважаемый человек и никогда не бывал в Пскове. Оказалось, что Юрий Скобцов уже давно не проживает в своей квартире, а сдает ее некоему Ефиму Либенсону. И, разумеется, все телефонные счета оплачивает сам новый жилец, хотя и по книжке на имя Скобцова.
После того как супруга Либенсона рассказала, что ее фиктивный муж буквально бредит предметами старины и большую часть времени тратит на разъезды по городам и весям в поисках ценностей, прокурор Ленинграда выдал санкцию на проведение обыска в его съемной квартире.
Из коллекционеров в преступники
Уже первые находки, сделанные опергруппой во время обыска, подтвердили: сыщики не ошиблись. Нет, это не был склад, хотя серебряной утвари в квартире нашлось немало. Конкретно для белорусских милиционеров удачей оказалась находка части того самого уникального серебряного оклада иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская», исчезнувшего из церкви в Дисне. Увы, хотя и большей, но только части. Кто–то из оперативников поинтересовался: а что ж вы икону–то саму не взяли, а только оклад? Оказалось, причина банальна — икона была слишком велика и не поместилась бы в автомобиль. По этой причине и сам оклад с подачи Либенсона был распилен на части.
Однажды, мучаясь бездельем, Ефим Либенсон взял в руки книгу Владимира Солоухина «Черные доски». И прочитал. Герой книги (а это сам автор) — путешественник и исследователь, которым овладели страсть к собирательству, желание сохранить и донести до будущих поколений красоту древнего русского искусства. Поначалу Либенсон тоже был только страстным коллекционером. Но после отсидки понял, что иконы и церковная утварь — это еще и способ хорошего заработка.
Он привлек к делу бывшего сокамерника и его приятелей. Первой под напором расхитителей сдалась как раз Одигитриевская церковь в Дисне. Главарь втемяшивал подельникам и сам до последнего верил, что крадут они ненужное государству имущество церкви. И ведь на первоначальном этапе был почти прав. Милиция отписывалась, считая, что серьезного ущерба государству не нанесено. В общей сложности шайка наворовала более чем на 70 тысяч советских рублей (примерно 500 хороших месячных зарплат того времени). В итоге это стоило самому Либенсону 13 лет лишения свободы с конфискацией имущества, а его дружкам — от 10 лет и меньше.
Утраченные ценности
В какой–то момент витебским милиционерам и работникам прокуратуры в сотрудничестве с ленинградскими коллегами удалось получить косвенное подтверждение, что следы этой реликвии теряются в Финляндии. Но в далеком 80–м получить более подробные сведения от правоохранительных органов другой страны было сложно, не говоря уже о поездке за рубеж для самостоятельного расследования.
Благодаря усилиям художников из части вернувшегося на родину оклада иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская» удалось полностью восстановить утраченную реликвию. Когда возрожденный оклад вернули в церковь, люди, видя его, молча плакали. Как считает Надежда Федоровна Высоцкая, которая в 1980 году заведовала отделом древнебелорусского искусства Государственного художественного музея БССР, белорусы еще смогут увидеть и утраченный в Дисне уникальный памятник искусства. Есть возможность восстановить крест Дисненского братства по хранящимся о нем сведениям: научная экспедиция, которая в 1979 году выявила этот крест в Одигитриевской церкви в Дисне, сняла все параметры и сделала его подробные снимки. Дело за реставраторами.
Справка «СБ»
Крест Дисненского братства — уникальный памятник древнебелорусской культуры XVII века работы известного мастера Петра Слижева. Серебряный, литой, с чеканкой и гравировкой. Относится к 1678 году. Первоначально принадлежал униатской церкви. Выявлен в 1979 году. Состоял на учете в Государственном художественном музее БССР как памятник искусства союзного значения с оценкой 25.000 руб. (по тем временам максимальная сумма оценки. — Прим. автора).
Никита ШПАКОВСКИЙ.