Уходящая натура, или История одного сценария

Уходящей натурой кинематографисты называют то, что следует снимать как можно быстрее...

Уходящей натурой кинематографисты называют то, что следует снимать как можно быстрее...


13 февраля 1945 года английские «стирлинги» и «Москито» провели ковровую бомбардировку Дрездена. Город был разрушен. От зданий остались только стены. Все, что могло гореть, сгорело...


Если бы картины всемирно известной Дрезденской галереи не вывезли из города, то... Картины, которые знают все. Шедевры. От одних имен голова начинает кружиться. Рафаэль, Боттичелли, Кранах, Дюрер, Ван Эйк, Рубенс, Тициан, Рембрандт, Вермеер...


У меня есть сосед — Николай Васильевич Дубровский. Фронтовик, орденоносец, гвардии полковник. Он и рассказал мне о своем приятеле, о таком, как и он, отставном полковнике Иване Кондратьевиче Бяко. По всему выходило, что именно он отыскал в мае 1945 года спрятанные фашистами картины из Дрезденской галереи.


«Боже, да этого не может быть, потому что быть не может никогда...» — думал я, слушая Дубровского.


Поверить в такое сложно. «Сикстинская мадонна» Рафаэля одна из самых известных во всем мире картин. Ее копии, репродукции, открытки везде и повсюду. В храмах, школах, тюрьмах, в деревенских избах... И тут оказывается, что ее вернул людям, нашел человек, теперь живущий в Минске, наш земляк...


Я встретился с Иваном Кондратьевичем Бяко. Ему было далеко за восемьдесят, но он был в хорошей форме, внятно формулировал свои мысли. Мы пообщались, я задал вопросы, записал кое–что в блокнот... По всему выходило, что бывший фронтовик говорит правду...


У меня слегка закружилась голова. Ясное дело, что такой сенсационный материал попадает в руки журналиста раз в жизни! Перед глазами проплывали картины. Огромные полотна и совсем маленькие. Поблескивала позолота старинных рам. Я никому не спешил рассказывать, но пообещал соседу, который торопил меня каждый день, что постараюсь снять об Иване Кондратьевиче Бяко документальный фильм. «Ты же понимаешь, Володя, Иван — человек старый, больной, столько прожил», — звучали слова Дубровского.


Сюжет фильма выстроился сразу.


Прологом ленты станет рассказ о незатейливой жизни старого человека, отставного военного, и его проблемах. Долгими зимними вечерами полковник в отставке вспоминает свою жизнь, фронтовую молодость, полную трагических событий. Просматривает старые пожелтевшие фотографии, на которых он с боевыми друзьями... Слушает песни тех лет. Иногда берет в руки книги о Второй мировой войне и с волнением начинает просматривать и подчеркивать строчки статей, в которых говорится о том, как была спасена Дрезденская картинная галерея. На лице непосредственного участника далеких событий негодование, он не может понять, почему то, что сделал он, приписывается другим людям...


Далее ветеран войны, фронтовик Иван Кондратьевич Бяко из заснеженного Минска со съемочной группой добирается до Дрездена.


В купейном вагоне, глядя в окно, расскажет о своем детстве, юности, о первых днях войны и о днях последних. Конечно, ветеран будет волноваться, дрожащими пальцами доставать из коробочки таблетки...


Самое интересное в том, что человек, вернувший миру бесценные сокровища — картины Дрезденской галереи, сам в ней никогда не был. Не проходил по ее прекрасным залам, не замирал перед спасенными шедеврами живописи. В фильме ему такую возможность надо обязательно предоставить, зачем, собственно, и едем из Беларуси в Германию...


Там все начнется с путешествия в прошлое. Пусть бывший армейский капитан пройдет и проедет по пригородам Дрездена и на месте расскажет и покажет, как все происходило шестьдесят лет назад.


...А точнее, в мае 1945 года. Капитан Красной Армии Иван Кондратьевич Бяко, получив от командования специальное задание, ведет в окрестностях разрушенного Дрездена поиски всемирно известной картинной галереи. Он со своими подчиненными объезжает один за другим пригороды и расспрашивает местных жителей. Осматривает все подозрительные места...


Старая полоса узкоколейки у небольшого населенного пункта Гросс–Котта, заброшенная, заросшая травой... Она и выводит капитана Бяко к огромному ангару, железная дверь которого заперта на несколько замков. Что там — за железной дверью, как ее открыть, у кого могут быть ключи? Капитан посылает в ближайший дом Катю Колченко — девушку, вывезенную в начале войны в Германию и теперь хорошо говорящую по–немецки. Катя вернулась через полтора часа с пожилым немцем. У того — связка ключей... Но пожилой немец не знает, что находится за дверью. Принимается решение дверь открыть. Именно там, в опломбированных пассажирских вагонах, из которых выбросили кресла, лежат и стоят снятые с подрамников картины... Пожилому немцу капитан Бяко отдает ключи и приказывает охранять ангар, никому не открывать и не рассказывать, что за железной дверью. Вечером 4 мая 1945 года капитан Бяко доложил командованию, что в окрестностях Дрездена обнаружена считающаяся пропавшей коллекция картин...


Возможно, даже удастся обнаружить родственников — потомков пожилого немца, который принес связку ключей и помог открыть ворота ангара... Как правило, подобные рассказы передаются в семьях от стариков детям, а от детей — внукам.


А потом Иван Кондратьевич Бяко окажется в музее — в великолепном дворце Цвингер...


Это будут самые трогательные сцены, возможно, даже со слезами, встреча и прощание с картинами великих мастеров и со своим военным прошлым...


Материалом для фильма послужат воспоминания Ивана Кондратьевича Бяко — непосредственного участника операции по поискам спрятанной картинной галереи. Съемки на местах поисков в окрестностях Дрездена. Кинохроника времен Второй мировой войны, подсъемки–реконструкции событий. Архивные документы: личное дело отставного полковника, выписки из приказов, фотографии, письма, старые военные карты.


Написать сценарий фильма это только первая часть.


Я обратился в Институт Гете. Сценарий перевели на немецкий язык и отправили в Германию. Я продолжал ждать и надеяться, что вскоре получу ответ. Был уверен, что от такого предложения отказаться невозможно.


Ранней весной 1995 года Николаю Васильевичу Дубровскому позвонил журналист Тино Кюнцель. Он работал в Москве в «Немецкой газете» и готовил серию статей о советских солдатах, которые освобождали Германию и участвовали в штурме Берлина. На ту встречу и я пошел с Дубровским. Ветеран и журналист проговорили больше пяти часов. А я, передав бумаги о капитане Бяко, попросил его найти в Германии организации, которые помогут со съемками документального фильма. Господин Кюнцель не проявил особого интереса к моей информации, но мои бумаги взял, обещал посмотреть и переслать нужным людям.


Я как–то спросил у Дубровского, согласится ли его друг поехать в Дрезден? Дубровский тут же позвонил Ивану Бяко. Долго говорил с ним по телефону «за жизнь».


«Я же солдат. Родина прикажет — поеду и в Дрезден. Если без меня нельзя...» — сказал Иван Кондратьевич твердо.


А ответа из Германии на мои письма все еще не было... Когда мы поедем снимать кино и поедем ли вообще, было неясно.


Немецкий журналист Тино Кюнцель лично встретился с Иваном Бяко.


Информация о капитане Бяко постепенно становилась доступной. Николай Васильевич Дубровский решил помочь своему другу улучшить жилищные условия. В Беларуси начали выходить публикации. В стороне не осталась ни одна газета. Сенсация: белорус нашел картины Дрезденской галереи, вернул миру «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. После таких громких публикаций Иван Кондратьевич Бяко получил отдельную квартиру. Дубровский радовался за друга–ветерана.


Тино Кюнцель напечатал в своей газете статью и прислал ее в Минск. Вместе с газетой было и письмо. Вот его фрагмент:


«Здравствуйте, Иван Кондратьевич!


Ну наконец-то статья вышла, как раз к юбилею Дрезденской галереи. 3 июня отметят там 50–ю годовщину ее открытия после войны. Замдиректора сказала мне, что она немного скептически относится к Вашему рассказу о поисках и обнаружении картин... Уже 10 мая 1945 года был передан трофейной бригаде список всех мест хранения. Но читая статью, она все-таки удивилась, сколько вы знаете подробностей и что они как-то совпадают с тем, что им известно. «Может, он действительно что–то нашел... Сравнительно маленькую часть галереи, но зато самые известные картины. Речь идет (опять же по их документам) о 160 спрятанных картинах в этом закрытом железнодорожном тоннеле у городка (по–русски звучит Гросс–Котта)...»


А еще через пару месяцев по электронной почте я получил письмо из Дрездена. От имени попечительского совета Дрезденской галереи сообщалось, что немецкая сторона рада пригласить господина Бяко и помочь съемочной группе с организацией и проведением съемок в залах картинной галереи.


Можно было бы обрадоваться. Но не было уже к этому времени главного героя документальной ленты.


5 декабря 2005 года Иван Кондратьевич Бяко умер.


Я листаю толстый альбом, в котором напечатаны все шедевры Дрезденской картинной галереи.


Рафаэль, Боттичелли, Кранах, Дюрер, Ван Эйк, Рубенс, Тициан, Рембрандт, Вермеер... Иван Кондратьевич Бяко... Переворачиваю страницу за страницей...


Думаю о бравом капитане, о своем земляке, который эти картины так и не успел увидеть, рассмотреть на стенах галереи.


Владимир СТЕПАН.

Минск, 2004 — 2009 гг.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter