Уходящая фигура

Нарекания на отечественную одежду — «невозможно подобрать», «не сидит» — уже стали общим местом...

Нарекания на отечественную одежду — «невозможно подобрать», «не сидит» — уже стали общим местом. Страдали не только мы, но и производители, ведь их товар порой не находил покупателя. И виноваты в этой ситуации были вовсе не технологи и конструкторы–модельеры, а устаревшие размерные стандарты. Но в ближайшее время ситуация должна кардинально измениться: к 1 января предприятия полностью перейдут на новые лекала.


Чтобы костюмчик сидел


Во всем мире размерная типология пересматривается каждые 15 — 20 лет — за это время акселерация зримо изменяет размеры, пропорции, формы тела человека. Действующие же до недавних пор в Беларуси ГОСТы были основаны на результатах обмеров 1970–х годов. Неудивительно, что в итоге швейная промышленность обеспечивала соразмерной одеждой всего 40% женщин и 51% мужчин! Необходимость в переменах назрела. И вот специалисты российского ЦНИИ швейной промышленности и НИИ антропологии МГУ, проведя в 2001 — 2004 годах антропометрическое обследование детей и взрослых, разработали новую классификацию типовых фигур. «Причем в процессе обследований россияне учитывали и наши климатические условия — север и юг страны, так что особенности фигур белорусов также заложены в новую типологию, — говорит директор РУП «Центр научных исследований легкой промышленности» Петр Муха. — Поскольку основная доля экспорта легкой промышленности идет в Россию, продукция должна соответствовать и требованиям межгосударственных стандартов. Поэтому наши специалисты и эксперты предприятий принимали активное участие в создании их окончательной редакции». В итоге новая классификация типовых фигур (женщин и мужчин, беременных, женщин и мужчин особо больших размеров) легла в основу 5 межгосударственных стандартов. И именно по ней теперь будет проектироваться вся одежда.


Шире, выше, больше


Так ли уж сильно изменился облик наших соотечественников за несколько десятков лет? «Сопоставление предыдущей и новой классификаций показало, что некоторые современные типы женских фигур вообще раньше не учитывались, а у мужчин несколько изменились размеры, формы, пропорции, — резюмирует Зинаида Лобан, заместитель директора по стандартизации, метрологии и управлению качеством Центра научных исследований легкой промышленности. — Так, определены 356 женских типовых фигур, которые в зависимости от полноты сгруппированы в 6 групп. Количество типовых фигур мужчин также увеличилось практически вдвое. К примеру, первая группа по полноте, характерная в основном для молодежи, имеет разницу между обхватом груди и обхватом талии 22 см — нетрудно представить, что именно так выглядят атлеты с широкими плечами».


Специалисты отмечают: мужчины в возрасте от 18 до 29 лет за последнее тридцатилетие «выросли» на 12 см, те, кому за 30, — на 6 см. А вот в группе старше 45 лет заметного роста не наблюдается. Кроме того, по словам Зинаиды Лобан, по результатам контрольного исследования девушек–подростков в школах Витебска и Бреста была смещена нижняя граница группы подростков с 15,5 до 14,5 года. Фигуры у современных 14–летних акселератов ну никак не могут относиться, как раньше, к младшей школьно–возрастной группе! И еще отмечено, что в целом наши девушки стали стройнее и выше.


Впервые было проведено антропометрическое обследование беременных женщин — ранее наши модельеры конструировали одежду для них кустарным способом, не имея научных обоснований. Теперь же и для будущих мам создана своя размерная характеристика (диапазон роста — от 152 см до 182 см, размеров — от 84 до 116, две группы по полноте), а значит, можно построить «правильные» лекала и сшить на любой вкус.


Эксперты отмечают еще одну любопытную тенденцию — повышенный спрос на одежду сверхбольших размеров. Например, в 1980–е годы людей с обхватом груди более 124 см было максимум 5 — 7%. А сейчас! Правда, уже решено: чтобы избежать затоваривания, одежду «для очень больших» предприятия будут шить не массово, а по заявкам организаций торговли.


Переходный период


Хотя окончательно шить по–новому предприятия начнут с нового года, одежда по новым лекалам уже производится. Первыми ее стали выпускать трикотажные предприятия. Интересно, почувствуем ли мы разницу во время примерок? Не придется ли переходить, скажем, с привычного 46–го на 44–й, а то и 48–й? «Основные изменения таковы, — объясняет Светлана Самстыко, главный технолог ОАО «Свитанок». — Объем талии у мужчин увеличился на 2 см в каждом размере, а у женщин, наоборот, на 2 см уменьшились бедра. Но это вовсе не означает, что дамам придется покупать больший размер — каждая останется в своем, просто конструктивно одежда будет лучше и соответственно лучше сядет на фигуру». Согласна с тем, что покупатели от нововведения только выиграют, и Тамара Гапанович, инженер по стандартизации ЗАО «Калинка»: «Когда мы шили юбки по старым типовым фигурам, бедра получались слишком широкие, а теперь одежда будет выглядеть элегантнее, выигрышнее».


Что ж, чтобы самим оценить новшества и понять, расходится практика шоппинга с теорией пошива или нет, ждать осталось совсем недолго — всего несколько месяцев. Ждем–с.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter