Уходя, гасите свет

«Знаменка» решила узнать, живут ли специалисты по правилам, о которых сами рассказывают. И первым делом побывала в офисе Центра экологических решений.
Давать советы легко. А вот следовать им гораздо сложнее. «Знаменка» решила узнать, живут ли специалисты по правилам, о которых сами рассказывают. И первым делом побывала в офисе Центра экологических решений.



У входа в здание замечаю велопарковку с несколькими байками.

– Два года назад мы купили велосипеды, чтобы сотрудники в течение дня могли ездить на них по делам, – начинает экскурсию Евгений Лобанов, директор центра. – Парковку для всего офисного здания поставили тоже мы. Почти все наши сотрудники, даже те, у кого есть автомобиль, в повседневной жизни ездят на общественном транспорте или велосипеде.

Заходим внутрь: урна для батареек в коридоре, контейнеры для разных видов отходов в каждом кабинете – с раздельным сбором мусора здесь все в порядке.

– Уже шесть лет сортируем мусор: бумагу, пластик, стекло, – рассказывает Евгений Лобанов. – Собираем и сдаем макулатуру. Было время, сами возили ее в пункт приема, а потом в соседнем дворе появился специальный контейнер.



Экологи двумя руками за повторное использование вещей. Поэтому часть мебели в офисе уже раньше кому-то принадлежала.

– Это помещение стараемся предоставлять дружественным организациям, чтобы они могли проводить встречи. Мы делаем это ради совместного использования и, естественно, бесплатно, – делится Евгений. – Здесь часто собираются велосипедисты. Уже год на базе ЦЭР работает проект «Каліласка»: каждый четверг люди приносят сюда одежду, которая потом сортируется и передается нуждающимся, а также ветошь – она сгодится в приютах для животных.

– Два года назад мы разработали экологическую политику для собственного рабочего места. А вот сертификаты, подтверждающие, что у нас экологически дружественный офис, – показывает директор ЦЭР. – Например, бумагу берем, сделанную из макулатуры, без хлорного отбеливания. Стараемся максимально пускать в ход черновики. Даже в бухгалтерии многие вещи могут печататься на оборотной стороне использованных листов.



Замечаю на двери плакат с советами, как сделать жизнь экологичнее: не оставляйте приборы работать в режиме ожидания, используйте личную кружку вместо пластиковых стаканчиков…

– Этот плакат напечатан на обратной стороне нашего годового отчета, – показывает Евгений. – Мы понимаем, что обычный отчет люди прочитают и выбросят. Чтобы не допустить этого, придумали размещать на обороте интересную и полезную информацию.

Сейчас в типографиях очень мало возможностей печати на переработанной бумаге. На листовки и флаеры идет крафт-бумага, но какие-то серьезные вещи сделать из вторички не получится. Недавно одна типография нашла для нас FSC-сертифицированную бумагу – сделанную из древесины, выращенной по определенным стандартам. Это не вторсырье, но лучше, чем обычная бумага.

Иногда хочется издать красивые буклеты, брошюры. С другой стороны, потом они в лучшем случае окажутся в макулатуре. Поэтому теперь мы выпускаем меньше печатных материалов, чем несколько лет назад, и больше внимания уделяем интерактивным онлайн-проектам.



Офис Центра экологических решений – арендное помещение:

– А это значит, что мы не можем пойти на какие-то серьезные переделки, – считает Евгений Лобанов. – Недавно здесь поставили ПВХ-окна. Мне этот материал не очень нравится. Мы бы использовали деревянные стеклопакеты или даже стандартные деревянные окна. Кстати, у нас есть проект: вместе со школами делаем ремонт деревянных окон, утепляем их, и они нормально служат.

В кабинетах часть мебели – именно из дерева.

– Многое делали под заказ. Не использовали лаков, только вод­ную пропитку. Например, большой стол везли из-под Постав. Стеллажи из деревянных реек сколотил наш знакомый, – демонстрирует самоделку директор. – Когда мы говорим про экологию, важно иметь в виду не только влияние на окружающую среду, но и на здоровье. В городских условиях каждый из нас проводит много времени в помещениях, где очень мало природных материалов. Сложно отыскать абсолютно натуральную еду. Все это не проходит бесследно. Почему, например, сейчас такой рост числа аллергических заболеваний?

Евгений Лобанов считает, что нужно стараться использовать больше натурального:

– Мы с сотрудниками скооперировались и периодически заказываем для себя фермерские продукты: зелень, молоко, овощи, яйца… У центра есть программа по развитию органического сельского хозяйства. Знаем фермеров, которые не используют пестицидов и других подобных средств защиты растений.



На карнизе за окном – симпатичная кормушка для птиц. Директор ЦЭР заверил, что кормят пернатых по правилам – вредным батоном не потчуют.

Средство для мытья посуды здесь с органическими компонентами. Холодильник и одна из микроволновок – самого высокого класса энергоэффективности.

– Еще одна микроволновка – бэушная. Нам ее подарили, – рассказывает Евгений Лобанов. – Также у нас есть электропот – чайник, совмещенный с термосом.

Воду для питья в ЦЭР используют бутилированную. Спрашиваю, почему не фильтр?

– Может, и стоит подумать об этом. Но придется ставить много фильтров. Да и вода в здании не очень хорошая, – рассуждает Евгений. – На производство и утилизацию фильтров тоже тратится немало ресурсов. Чтобы понять, что в нашем случае лучше, нужно просчитать экологический след от разных вариантов. Это сложно и требует большого количества информации. Гораздо больше, чем у нас есть. Это не та работа, которую мы можем сделать самостоятельно, но стараемся быть катализаторами. Говорим с производителями, переработчиками, регулирующими органами о том, что нужно выходить на оценку всего жизненного цикла товаров.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter