Ухабы западного тракта

Даже темными ночами, когда не работают правительство и министерства, в Варшаве есть место, где ни на минуту не прекращаются ожесточенные дебаты о дальнейшей судьбе Польши.
Даже темными ночами, когда не работают правительство и министерства, в Варшаве есть место, где ни на минуту не прекращаются ожесточенные дебаты о дальнейшей судьбе Польши. За Замковой площадью вдоль Вислы начинаются четыре вожделенных километра не только для местных, но и для туристов: квартал пивных, в которых последнего посетителя не бывает, потому что на рассвете его уже сменяет первый.

За пивом в горячих спорах поляки доказывают друг другу не хуже заправских парламентариев, что правительство ворует, полиция берет, и спорят, с кем быть Польше - с Востоком или с Западом, и если с Западом, то с каким, - ближайшим или заокеанским.

Что ж, повод постучать кружками в пивных есть. Вся польская дипломатия может сейчас спокойно уйти в отпуск: внешнеполитический имидж страны на пике своего расцвета, и у Польши есть уникальная возможность играть главные роли на международной сцене. С одной стороны, установлен трансатлантический альянс с Вашингтоном. С другой стороны, вроде все ладится и в собственном европейском "дворе": на референдуме народ дал "добро" на вступление в Евросоюз, то есть продвижение к главной цели десятилетия идет без проволочек.

Однако несмотря на то, что в польском "Белом доме" с обожанием взирают на Вашингтон и получают внешнеполитические бонусы (контракты в Ираке, размещение военных баз), кто знает, сколько продлится такое положение дел. Ведь США могут не только благодарить, но и карать - вспомним французский пример.

И потому Польше как стране, которая вступает в ряды ЕС, стоит взять на заметку, какие отношения складываются между европейскими лидерами и Вашингтоном. Кроме того, вряд ли в отношениях Вашингтона и Варшавы есть симметрия: с заокеанской стороны ощущается некоторое снисхождение старшего брата, ведь у государств с разным политическим весом, как ни крути, не будет равнозначного партнерства.

Хотя и сейчас, когда, казалось бы, Польшу преисполняет благодарность к Вашингтону за шанс выйти в первые ряды мировой политики, звучат там и предостерегающие голоса. К примеру, известный противник интервенции в Ирак мэр Кракова Яцек Майхровски опубликовал статью с неслыханными выводами вплоть до таких: "Ватикан считает, что американская администрация, взяв на себя огромную ответственность, предстанет перед судом истории.

Но если критика США сравнительно редка и Майхровски - скорее исключение, то противников Евросоюза в стране предостаточно. В тех же пивных вдоль берега Вислы поляки опасаются, что Запад размоет польские ценности, биг-маки вытеснят голонку, а кредиты Евросоюза для крестьян разворуют. Да и вообще, хочется пожить независимо, а то из железных советских объятий Востока да сразу в путы Запада. Лидер популярной польской партии ЛПР (Лига польских семей) Роман Гертых, интеллигентный евроскептик, считает, что Запад несет Польше разобщенность, бездуховность и безбожие.

Словом, и на польском политическом Олимпе, и у его подножия опасений хватает. Но с западного тракта не свернешь, потому как он видится самым проторенным и современным. Главное, умело обогнуть ухабы и, возможно, кое-где придержать не в меру разыгравшиеся амбиции.

А как Польша будет выстраивать отношения с восточными соседями, в том числе с нашей страной? Недавно, вручая награду имени Анджея Дравича деятелю белорусской диаспоры Сократу Яновичу, польский президент Александер Квасьневский посвятил этой теме несколько любопытных высказываний.

Польша, по его словам, в Европейском союзе будет стремиться сделать все, чтобы никакие препоны не мешали нам в развитии сотрудничества, в укреплении взаимопонимания и уважения. Думается, что в этих словах явно видны ростки будущей многополюсной стратегии Варшавы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter