О механизме их взимания платы на белорусских дорогах

Ухабы на платной дороге

О механизме их взимания платы на белорусских дорогах

Факт известный: с 1 июля в категорию платных белорусских дорог вошли, помимо М1, еще несколько. Сейчас, въезжая в Минск или выезжая из него по большинству магистральных направлений — в аэропорт, на Брест и Москву, Гродно и Слуцк, Гомель и Могилев, — вы неизбежно окажетесь на платной дороге или участке. Вскоре добавятся еще несколько. Из этого факта следует отрадный вывод, который водители иностранные и белорусские не оспаривают: у нас в стране такие дороги, за которые не стыдно брать деньги.

Но дает ли повод для гордости механизм их взимания? Множество претензий к нему высказываются в СМИ, на интернет–форумах, в нашей читательской почте. Кому–то из нас приходится по телефону корректировать маршруты зарубежных гостей — чтобы те избежали проблем на платных дорогах. Они примерно одинаковы: водители «попадают на штрафы» по незнанию, не по своей вине, без умысла оказаться «зайцами».


Вот жалоба, поступившая в редакцию «СБ» от гражданина Беларуси и жителя эстонского Таллина Анатолия Ш–ко: «31 августа 2013 года, следуя на своем личном автомобиле по шоссе Минск — Гродно, я был задержан дорожной инспекцией за неоплату проезда и оштрафован на 100 евро. Такие обстоятельства были для меня крайне неожиданными...»


Суть такова. Водитель ехал в Лиду к сестре. О существовании платной дороги узнал якобы лишь тогда, когда на ней оказался. Его машину задержали и позволили ехать дальше лишь после оплаты проезда — причем в увеличенном размере. В итоге Анатолий опоздал с визитом на 12 часов. Попробуем, не вдаваясь в детали этого частного конфликта, разобраться, справедливы ли подобные претензии.


Как это работает


Скажем сразу: в стране реализован серьезный инвестиционный проект. Пункты взимания платы и шлагбаумы с будками — в прошлом: «законопослушные» машины на магистралях никто не тормозит. Техническое исполнение проекта и его правовое обеспечение выглядят безупречными. Информационное, пожалуй, неидеально. Покажем это, как на школьном уроке по трудной для понимания теме: не в теории, а наглядно. Для этого выезжаем в рейд на патрульном «Фольксвагене», экипаж которого составляют инспектора, ведущие специалисты Геннадий Бовтрукевич (за рулем) и Сергей Пытель (в салоне, за приборами).


Перед поездкой слушаем краткую информацию от их руководителя, заместителя начальника филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Юрия Супрановича. Именно на транспортную инспекцию Минтранса Указ Президента № 268 от 13 июня 2013 года возложил функции контроля на платных дорогах. Правовой фундамент всей организации электронного сбора платы за них, ЕТС–Системы, заложил другой указ, принятый годом ранее, в сентябре 2012 года. Иначе говоря, полномочия транспортной инспекции закреплены законом. От функций ГАИ они, конечно, отличаются. За превышение скорости вас не оштрафуют. Но если уличат в неуплате, дальше ехать не позволят. Имеют право. Обязаны.

Инструмент выявления нарушителей, задержания при необходимости автомобилей и взыскания платежей по долгам, если таковые имеются, — наш «Фольксваген». Простейшее из его оснащения — блокираторы, оградительные конусы, светотехника. Самое сложное — электронная начинка, которая стоит кратно дороже самого микроавтобуса.


Ее возможности Сергей Пытель показывает еще в потоке на Партизанском проспекте. Обгоняем самосвал МАЗ, и на экране монитора тут же высвечивается его регистрационный знак. Пытель констатирует: без нарушений. Как он это узнал? В кабине самосвала на лобовом стекле установлено бортовое устройство, данные которого уже считала антенна на крыше «Фольксвагена». Сейчас она ориентирована вправо. Пытель поворачивает ее влево, мы притормаживаем и... на экране возникают номера грузовиков, которые обгоняют уже нас. Должников–нарушителей среди них тоже нет. Значит, их проезд по платным дорогам владельцы оплатили вперед. Вместе с номером машины компьютер выдает и номера контрактов, заключенных фирмами–грузоперевозчиками с оператором ЕТС–Системы — ИООО «Капш Телематик Сервисиз».


Самая главная, пожалуй, информация для читателей и водителей: белорусских владельцев легковых машин платные дороги вообще не должны волновать: для нас они бесплатны! Как и для водителей из двух других стран, входящих в тройственный Таможенный союз, — России и Казахстана. Точнее, для тех из них, кто управляет машиной, микроавтобусом или грузовиком с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны: практически все легковушки в эту категорию входят.


Но любой иностранец даже на крохотном «Форд КА» должен проезд оплатить. Как и гражданин Беларуси, если будет ехать на машине с иностранным регистрационным знаком, — так было в случае с жителем Таллина Анатолием Ш–ко. Единственным (и поэтому обязательным!) средством подтверждения платежей является бортовое устройство — приборчик размером с брелок. Покупать его не надо. Въезжая в Беларусь, скажем, из Латвии, водитель должен уплатить залоговую стоимость (20 евро для легковой машины и 50 — для грузовика или автобуса), которую ему вернут на выезде, например, в Польшу. И, разумеется, оплатить предстоящий проезд по нашим дорогам. Тариф — 4 евроцента за километр для легковой машины и 8 — 10 — 12 центов (в зависимости от числа осей) — для грузовой.


Инспектора могут отследить нарушителей не только в движении — для этого имеется компактный ручной считывающий прибор. Его «дальнобойность» даже выше, чем у антенны патрульной машины, — более сотни метров. С ним инспектора работают, сканируя поток в обе стороны, на обочинах дорог, на автостоянках, возле АЗС... Патрульная машина действует круглосуточно, именно потому, что дорого стоит (лишь экипажи меняются) — в Минской области 8 единиц, еще по 4 работают в Орше и Бресте.


Перед поездкой Юрий Супранович предсказал, что наш рейд не будет урожайным. Едва ли, дескать, выявите нарушитель–грузовик. Грузоперевозчики — компании серьезные, их машины давно оснащены бортовыми устройствами, задолженностей не имеют. Игнорировать порядок себе дороже: санкции очень серьезные. Тенденция такова. Еще недавно, в начале августа, за сутки фиксировалось до двух тысяч нарушений по всей стране, сейчас — 600 — 700, главным образом с иностранцами.


Главный инструмент контроля — все же не патрульные машины, а так называемые рамки — начиненные электроникой конструкции над магистралями. Перед каждой обязательно установлен знак «Платная дорога». По всей стране 56 таких рамок. Принцип работы инспектор Пытель тоже показал. Щелкнул по клавишам: «Это я набираю рамку номер 15 на Слуцком шоссе». Экран тут же высветил номера миновавших рамку машин–нарушителей, показывая и время фиксации, и сумму долга, и фото.


Вот, например, в сторону Минска идет «Форд–Транзит» с польскими номерами: за ним два нарушения. Если бы экипаж патрулировал не М1, а барановичское направление, Пытель вышел бы на дорогу с жезлом и биноклем — чтобы заранее увидеть «Форд» в потоке и остановить его без резкого торможения. С наличными экипажи не работают: имеют банковские терминалы, принимающие карточки международных платежных систем.


Если водитель не остановится, догонят, включат звуковую сигнализацию, проблесковые маячки. Если надо — обгонят, включат «бегущую строку» на заднем борту своей машины: Attention! Stop! Остановят! Распечатают на принтере весь комплект нужных документов: акт, приложения, квитанции... Инспектора подчеркивают: это не штраф, не административный процесс — именно оплата. Точнее, повышенная оплата, если иметь в виду долг (рекорд поставил задержанный в Ждановичах... «Запорожец» с украинскими номерами, который наездил по платным дорогам 94 часа и задолжал 4.700 евро!).


Предъявите ваши права!


После оплаты машину тут же удаляют из базы должников. А если водитель отказывается платить? Блокируют колеса, вызывают эвакуатор. Имеют право! Такова, утверждает Ю.Супранович, и европейская практика: не верить на слово, если водитель обещает заплатить потом.


С польским «Фордом»–нарушителем все нужные процедуры проделал, вероятно, другой экипаж. Или проделает рано или поздно. По платным дорогам Беларуси невозможно ездить даром и безнаказанно! Нам же на участке магистрали М1 вблизи развязки на Минск — Могилев — Гомель нарушители не попались. По просьбе журналистов инспектора остановили наугад иностранную машину, которой оказался грузовичок «Рено» опять–таки с польскими номерами. Машина оказалась «чистой». Мы спросили водителя: «Есть ли у пана претензии к белорусским платным дорогам?» «Есть, и очень большие — на 200 евро», — ответил Адам. Он ехал к нам летом. Видел на обочинах предупредительные щиты и понял их так: за полный вес меньше 3,5 тонны платить не надо. Его машина, согласно техпаспорту, легче. Но 200 евро Адаму пришлось отдать — как иностранцу. Хотел жаловаться, но передумал.


Так есть проблема с информацией или нет? «Есть!» — настаивают инспектора и их начальник Юрий Супранович. Наиболее проблемно южное направление (в Польше и странах Балтии платные дороги привычны). Бывает, что украинские водители узнают о необходимости платить только въезжая в Минск, де–факто уже являясь нарушителями. «Крайними», как правило, оказываются, инспектора. Все претензии, иногда в грубой и жесткой форме, обрушиваются на них.


Нам рассказывают случай недавний, отчасти курьезный. Оказывается, даже «родная» милиция может быть не в курсе. На магистрали М1 в N–ском районе инспектора остановили машину, которую отец с сыном купили на авторынке в Малиновке и перегоняли домой, в Россию. Автомобиль оказался «проблемным», за ним числился долг 300 евро. Мало сказать, что оплатить его новые владельцы отказались. Оскорбились. Вызвали милицию.


Прибывший из местного РУВД наряд... отпустил нарушителей, а с инспекторов потребовал объяснений: по какому праву задерживаете машины? Прецедент, вероятно, исключительный, но показательный. Если уж милиция в неведении, то чего требовать от водителей–иностранцев?


Добро пожаловать!


Сергей Бурый, официальный представитель «Капш Телематик Сервисиз», проблему дефицита информации не признает: «А чем еще нарушители могут оправдаться? Только тем, что их не предупредили! Въезжая в страну, нужно изучить ее законы». Что касается южного направления, то на дороге от Чернигова до Минска в июле — сентябре было смонтировано более 40 рекламных «бордов»: они и сейчас стоят. Мой собеседник неоднократно отчитывался по этому вопросу в МИД и перед собственником системы BelToll — РУП «Белавтострада».


Мы беседуем на международной выставке «Транспорт и логистика–2013», наглядно демонстрирующей важность — для Беларуси, Европы, всего мира — совершенных коммуникаций. Фирма «Капш Телематик Сервисиз», которую С.Бурый представляет, является оператором ЕТС–Системы: она лишь эксплуатирует ее. Инвестором же выступила австрийская компания Kapsch TrafficCom AG, которая уже реализовала аналогичные проекты в странах Западной Европы. Если белорусский чем–то и отличается, то лишь большим совершенством, поскольку реализован позднее.


С.Бурый подчеркивает: для этого в стране пришлось создать новую административно–правовую базу, что «было бы невозможно без взаимодействия с большим количеством государственных структур Беларуси и полного с ними взаимопонимания». Техническая сторона реализации проекта идет по графику.


Тут же обращаюсь к иностранным гостям с одним вопросом: вы имели проблемы на наших платных дорогах? Ответы: случалось! Инта работает на стенде латвийского экспонента, крупной логистической компании. Ехала с коллегами на машине, нужную информацию заранее узнали в посольстве, бортовое устройство купили (арендовали) на границе, проезд оплатили. Но вопросы оставались. Ответы на них были маловразумительны и сводились к одному: обращайтесь на сайт. Скоро ехать назад. Где узнать состояние счета и где его можно пополнить, чтобы не оказаться нарушителем, Инта и ее попутчики пока не знают. «Остается много «непоняток», — выразилась собеседница.


Захожу на сайт РУП «Белавтострада», позиционирующего себя как «современное предприятие с мощным производственным и интеллектуальным потенциалом, которое обеспечивает взимание платы за проезд на автомобильной дороге М–1/Е 30 и др.» Сайт явно обветшал. Но, похоже, обновляется. Про М1 — только история. Насчет «др.», то есть дорог, ставших платными несколько месяцев назад, — вообще ни слова. Для водителей легковых машин — ничего полезного.


Информативнее выглядит сайт BelToll: на нем нужно зарегистрироваться перед въездом на платную дорогу. Здесь есть схема платных дорог, указаны адреса контактных, пограничных, дистрибуционных пунктов (некоторые, правда, не работают по выходным), где можно получить информацию о системе BelToll, перечень услуг по регистрации и заключению контракта, его расторжению, возврату бортового устройства... Но и здесь нужные сведения даже на родном языке найдешь не сразу. А если водитель — иностранец, который языка не знает и въезжает к нам экстренно, скажем, из Даугавпилса?


Фантазия подсказывает, что на погранпереходе «Урбаны» водителю должны вручить небольшой буклетик, содержащий лаконичную, но исчерпывающую информацию на латышском и, скажем, английском языках: где и что он должен сделать, чтобы не знать проблем на наших дорогах. Да, это необязательно. Вот и представитель «Капш Телематик Сервисиз» утверждает: нигде в Европе ничего подобного нет. Это вообще не дело пограничников и таможенников, которые работают на погранпереходах.


Но мы же, напомню, принимаем хоккейный чемпионат и обещаем гостям впечатления и достойный комфорт во всем! На дорогах тоже не должно быть непоняток. Ведь претензии, если они возникнут, гости будут адресовать не «Белавтостраде», не австрийскому инвестору или оператору, не пограничникам — стране. Впрочем, проблему с дефицитом информации, отчасти себе противореча, признает и С.Бурый. Утверждает, во–первых, что его компания уже устанавливает на магистралях — рядом со знаками «Платная дорога» — дополнительные щиты с более подробной информацией относительно бортовых устройств. Во–вторых, по его сведениям, «Белавтострада» уже направила некие предложения на этот счет в адрес таможенного и пограничного комитетов. Позже директор РУП «Белавтострада» Андрей Иванов (который, по его признанию, почти ежедневно принимает недовольных иностранцев) информацию подтвердил.


Резюмируем мнение присутствующих на выставке профессионалов. Дмитрий Ларионов, глава постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта в Евразии (Москва): «По всему миру принцип один: пользователь платит. Мы поддерживаем сбор за автомобильные дороги. При одном условии: сбор должен быть целевым, направляться на строительство дорог и развитие инфраструктуры».


Николай Боровой, председатель Ассоциации грузоперевозчиков «БАМАП» (Минск): «Сбор платы происходит по новейшим технологиям, которые имеются в мире. Транспорт не простаивает, все организовано нормально. Двух мнений быть не может: решение верное, это средство повышения конкурентоспособности торговли, экономики, страны в целом».


Пока система работает фактически в наладочном режиме. Еще не все патрульные машины укомплектованы экипажами. Около 30 рамок пока не подключены к магистральным энергосетям и питаются от дизель–генераторов. Поэтому не удивляйтесь, если увидите вблизи рамки живущих в палатке людей. Это не туристы. Они обслуживают и охраняют дорогую технику. Все это шероховатости временные и вовсе не критичные. Можно надеяться, что, решив за короткий срок комплекс сложных правовых и технических проблем, проблему информации мы тоже одолеем.


P.S. За свою смену Геннадий Бовтрукевич и Сергей Пытель, которым мы с фотокором немало помешали, зафиксировали 10 нарушений. Должниками оказались машины из России (на 590 евро), Эстонии (100) и Украины (100). За те же сутки по Минской области выявлено 29 нарушений на общую сумму около 5 тысяч евро. Чтобы знать среднюю статистику по всей стране, достаточно увеличить данные втрое. Согласимся, цифры некритичны. Что и доказывает: на платных дорогах страны — полный порядок. Почти.

 

Советская Белоруссия №199 (24336). Вторник, 22 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter