Ухабы на маршрутах

О турбизнесе

В этом году нашим турфирмам стало проще работать. Введены налоговые льготы для тех, кто занимается внутренним туризмом. Появилась возможность перейти на упрощенную систему налогообложения. Потому вполне логичным кажется ужесточение спроса за сервис. Хорошая новость: с 2013 года Министерство спорта и туризма намерено ввести административную ответственность туристических организаций за недобросовестное оказание услуг. И с 1 октября нынешнего года департамент по туризму будет контролировать соблюдение законодательства в сфере туризма. В России и Казахстане, которые вместе с нами входят в Единое экономическое пространство, уже существует такая практика.


Фирма обязана отвечать за организацию всех составляющих туристического продукта: перевозку, размещение в гостинице, экскурсионное обслуживание. Раз человек платит, он вправе ждать внимания. Но на практике от зарабатывания денег до любви к путешественнику даже у акул нашего турбизнеса еще далеко.


Пример — автобусные перевозки. Подтверждаю: иногда они отвратительны. Новость об аварии на автодороге Херсон — Керчь, в которой пострадали 28 пассажиров нашего автобуса, застала меня в пути. В тот июльский вечер я и другие путешественники из Бреста ехали по Закарпатью вместе с известной туристической фирмой. Мы тоже могли попасть в беду. Не хочется ничего плохого говорить о водителях. Но все же... Ненароком услышала, что один из них впервые ехал по горной дороге, оба давно не были в Украине, автобус им дали незнакомый. Да и поездка для водителей оказалась неожиданной. Как в чем–то и для нас: марка автобуса в договоре была другой...


Помню, как ночью мы плутали по Львову. Подобрали нетрезвого украинца. Он заплетающимся языком объяснял, как ехать в нужном направлении. Не раз останавливались на перекрестках и расспрашивали пешеходов, куда ехать. Навигатор был, но, как нам объяснили, «не держал связи со спутником». Правда, до тех пор, пока одна туристка не пришла водителям на помощь... Потом лихо мчались, нагоняя потраченное из–за незнания дорог время. По ухабистым украинским взгорьям, по карпатскому серпантину...


Просмотрев новости в интернете, убедилась: подобным ненавязчивым автосервисом грешат не только в Бресте, но и в Минске. Есть мнение, что на дорогах Беларуси, Украины и России наши турфирмы «добивают» свой стареющий парк «Неопланов» и «Сетр». В Европу на «древних» автобусах — ни колесом. Украина тоже скоро закроет лазейку. Недавно там во всеуслышание заявили, что некоторые автоперевозчики из Беларуси не выполняют требований международных договоров. Потому Гострансинспекция усиливает контроль пересечения границы нашими автобусами. Что ж, для туристов это положительный момент.


Но хочется, чтобы и дома к автоперевозчикам предъявляли более серьезные требования. Уверена, мне возразят: и ГАИ, и Минтранс многое делают. Лицензионные требования к автобусному парку и водителям, перевозящим туристов, довольно жесткие. И все же...


Почему бы, к примеру, не ввести обязательное наличие в автобусах систем навигации и системы «свободные руки» за рулем? Или форменную одежду для водителей? Может, стоит вообще запретить ночные переезды с туристами? Конечно, турфирмы будут возражать: новые автобусы стоят дорого, хороших водителей найти сложно, без ночных переездов экскурсии подорожают...


Если услуги оказаны ненадлежащим образом и не в полном объеме, каждый из нас имеет право пожаловаться. Через суд или путем мирных переговоров сбросить десяток–другой долларов. Но многие ли решаются трепать нервы, если приехали домой живы да здоровы? Как, например, я, считающая моральный вред мизерным по сравнению с впечатлениями от Яремче и Львова.


Но мое гражданское чувство все же подтолкнуло написать эти строки и еще раз обратить внимание контролирующих служб на перевозку туристов. Фирму, оставившую в моей памяти одни минусы, не называю — она не одинока. К теме мог бы подключиться и Республиканский союз туристических организаций, защищающий интересы туризма, то есть турфирм. Пора уже вмешиваться и в вопросы защиты прав потребителей в своей сфере. Ибо следующий летний туристический сезон, учитывая грядущую материальную ответственность за легкомысленный сервис, будет намного горячее нынешнего по претензиям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter