"Уильямс Мерседес" или "Торо Россо Хонда"

Немного странно, наверное, видеть по нашим прогнозам в претендентах на 7-8 места в Кубке конструкторов команды с такими названиями. Еще недавно пилоты "Уильямс" боролись за подиумы, а японские мотористы "Хонда" тешили себя самыми смелыми мечтаниями о чемпионском титуле вместе с испанской звездой Фернандо Алонсо. Но у нашего пессимизма по поводу успехов "обеих конюшен" в этом сезоне есть вполне объяснимые причины.

Именно на борьбу в хвосте пелотона могут пока рассчитывать дебютанты "Торо Россо"

Впрочем, до старта первого гоночного уик-энда осталось меньше недели, и совсем скоро мы узнаем цену этим прогнозам. Достаточно будет проанализировать результаты первых четырех гонок, чтобы понять уровень готовности команд к новому сезону. Но в чем можно быть совершенно уверенным в независимости от каких-либо точных прогнозов, так это в том, что борьба в пелотоне будет идти на всех этажах иерархической лестницы.

В первой четверке команд, о которой мы писали несколько дней назад, будут гоняться 4 чемпиона мира: Хэмильтон и Феттель - оба 4-кратные, Алонсо - двукратный, и Райкконен - получил свой чемпионский титул уже в далеком 2007-м году. Это фактически 5-я часть гонщиков нынешнего чемпионата. То есть за последние 13 сезонов лишь однократные победители Дженсон Баттон (2009) и Нико Росберг (2016) ушли из Больших Призов. А остальные пока на месте, и причем в хорошей гоночной форме.

Как разделяющая линия между топ-командами и теми, кто пока в силу разных причин топчется в группе аутсайдеров, выглядит дуэльная пара "Форс Индия" и "Рено".

Но что удивительно, среди оставшихся 4-х команд никто не собирается спокойно почивать на непочетных "лаврах" отстающих из хвостовой части пелотона. А учитывая, насколько команды сблизили свои результаты, можно с точностью гарантировать, что явных аутсайдеров в нынешнем чемпионате не будет. Даже у швейцарской "Заубер", где последние пару лет активно заправляют шведские спонсоры, неизменно охраняющие в кокпите одного из болидов своего не самого талантливого протеже Маркуса Эриксона, есть свой шанс. Приход в команду в виде титульного спонсора итальянского бренда "Альфа Ромео" и улучшенные по сравнению с прошлым годом моторы "Феррари", а главное - появление весьма талантливого Шарля Леклера, - все это дает основания полагать, что "Заубер" еще способна будет преподносить сюрпризы.

Британская легенда сэра Фрэнка Уильямса  

В прошлом году британская команда отметила 40-летие своего существования. И надо сказать, что вполне успешного. Немногие могут похвастать таким долголетием, да еще и смачно сдобренным победами и титулами. 9 раз "Уияльмс" побеждала в Кубке конструкторов, 7 раз ее пилоты становились чемпионами мира. Правда, странное дело, что никому из ее героев не удавалось это сделать для своей команды дважды. Более того, с 1997 года, то есть ровно половину своей биографии, коллектив Фрэнка Уильямса не имел титулов ни в командном, ни в личном зачетах.

Каких только мотористов не перепробовала брать к себе в партнеры британская "конюшня" за всю свою историю? Но избежать "катания на качелях" все же не удавалось. Успешные сезоны сменялись менее удачными, а то и вовсе провальными. Лишь 1992-1993, а потом 1996-1997 годы были довольно стабильными и супер успешными, когда соответственно Найджелл Мэнселл, Ален Прост, Дэймон Хилл и Жак Вильнев в составе команды добивались чемпионских титулов. Но тот же период имел и трагическую страничку, когда в 1994-м году на трассе в Имоле на болиде "Уильямс" трагически погиб 3-кратный чемпион мира и кумир многих миллионов болельщиков Айртон Сенна.

Титул Жака Вильнева на сегодняшний день остается последним чемпионским достижением британской команды. А последний раз на верхнюю ступеньку подиума поднимался гонщик "Уильямс" в мае 2012-го года. Как ни странно им оказался Пастор Мальдонадо, за которым твердо закрепилась репутация "аварийного неудачника". Стоимость разбитых им болидов, разумеется, была значительно ниже той спонсорской помощи, которую он принес Фрэнку Уильямсу благодаря венесуэльским нефтяникам. Но довольно ощутимой для скромного бюджета британской "конюшни".

Уже в следующем после сенсационной испанской победы 2013-м году за весь сезон Пастору Мальдонадо и Вальттерри Боттасу удалось набрать лишь 5 (!) очков. Именно тогда британцы в командном зачете скатились аж на 9-е место.

Настоящее спасение явилось в образе нового моториста "Мерседес", когда начиная с сезона-2014 началась новая эра турбодвижков. Фелиппе Масса и Вальттерри Боттас благодаря надежным и быстрым моторам уверенно гарантировали своей команде 3-е место по концу первого и следующего за ним сезонов.

Но затем вновь машины "Уильямс" потеряли скоростные качества. Два года подряд на 5-м месте было не совсем то, что хотели от Формулы-1 амбициозные британцы. Недаром же Фрэнк Уильямс сделал все возможное, чтобы привлечь под свои знамена в прошлом году Пэдди Лоу, технического гения из команды "Мерседес". И в этом сезоне на сделанные под его управлением болиды в британской команде возлагают большие надежды.

Вот только нынешний пилотский состав "Уильямс", явно еще сырой для высоких достижений, даже если и получится у господина Лоу создать нечто быстрое и надежное.

"Итальянско-японский коктейль"

О команде "Торо Россо" писать, не упоминая концерн "Ред Булл", было бы несправедливо. Будучи выкупленной австрийским миллиардером Дитером Матешицем в качестве "гоночной академии", итальянская "конюшня" стала эдаким испытательным полигоном для пилотов основной команды. И система работает почти безотказно. Пусть она выглядит жесткой под управлением консультанта доктора Хельмута Марко, и многие даже талантливые пилоты так и не "пошли в серию". Объяснение этому весьма простое: Матещицу не нужна "Торо Россо", как самостоятельная единица, с трудом добивающаяся со своим скромным бюджетом определенных успехов. От Франца Тоста требуется лишь регулярная поставка "молодняка" в "Ред Булл", когда в этом возникает необходимость.

Таким образом итальянцы вырастили для "быков" и Себастьяна Феттеля, и Даниеля Риккиардо, и Макса Ферстаппена. Все трое по котировкам "пилотской биржы" занимают сегодня верхние строчки в Формуле-1. Так что система работает исправно.

В Венгрии в прошлом году Стролл был впереди напарника, но там вместо заболевшего Фелиппе выступал Пол ди Реста

При этом 3 года - это, как правило, максимум, который отводится "молодым бычкам" для "набора веса" и обучению езды. Если к тому моменту они еще не готовы, и если нет пока свободных мест в "Ред Булл", то с ними можно и расстаться, как это было с Жан-Эриком Вернем или Даниилом Квятом. Или в крайнем случае, отдать на прокат "партнерам-соперникам", как это было, например, с Карлосом Сайнсем в конце прошлого сезона.

2017-й год для "Торо Россо" стал не самым успешным. Откровенно ненадежная машина вкупе с далеким от хорошей надежности мотором "Рено" поставила австрийца Дитера Матешица перед принятием кардинальных решений. И он отдал распоряжение на их реализацию. В качестве подготовительных мероприятий по возможному переходу "Ред Булл" на моторы "Хонда" было принято решение сначала на год перевести на японские движки "Торо Россо". А затем уже, в случае явно положительных успехов, на эти же моторы перейдет и "Ред Булл". Таким образом впервые за последние несколько лет у руководства австрийской "конюшни" в лице Кристиана Хорнера появился выбор из двух мотористов, а не призрачные поиски хотя бы кого-то, кто согласится предоставить двигатели для амбициозных и даже порой чванливых в своих действиях австрийцев.

Пьер Гасли - чаще выглядит улыбающимся весельчаком, во всяком случае пока еще.
Так уж совпало: переход на новые моторы и приход двух дебютантов Формулы-1 под знамена "Торо Россо". 22-летний Пьер Гасли - воспитанник школы "Ред Булл", и 28-летний Брендон Хартли, который был также в этой программе 6 лет назад. Правда, тогда новозеланец был исключен из нее и отправлен в свободное плавание в мир автоспорта. Но успехи Хартли в гонках на выносливость, где он дважды становился чемпионом, и его победа в одной из самых престижных гонок "24 часа Ле Мана" в прошлом году вынудили сейчас в период кадрового кризиса пересмотреть Доктору Марко свое отношение к его таланту.

Однако ни Пьер, ни Брендон ничего особенного не показали в конце прошлого сезона за "Торо Россо". Относительным успехом команды можно считать лишь на удивление длинную дистанцию, которую удалось ее пилотам проехать на межсезонных тестах без каких-либо поломок моторов. Для "Хонда", измучившейся претензиями со стороны бывшего партнера "МакЛарен", это пока выглядит на уровне невероятного успеха.

Отсюда и противоречивость оценки: "Хонда" вполне может "выстрелить", преподнеся сюрприз сезона с новым двигателем и новым партнером. А вот справятся ли с этим дебютанты команды "Торо Россо", смогут ли они реализовать многообещающий потенциал - покажет время.

Лэнс против Сергея

Подготовительная карьера к Большим Призам 19 - летнего канадца по своему уникальна. Будучи миллиардером, отец Лэнса Стролла решил всячески содействовать подготовке своего сына к элитным гонкам автоспорта. Фактически юный канадец проехал собственный чемпионат на формульных болидах в виде тестов по всем трассам календаря. К тому же, попав в боевой состав команды "Уильямс" благодаря поддержке папиных миллионов, Лэнс получил еще себе в наставники и вице-чемпиона мира Фелиппе Масса, от которого продолжал набирать опыт по ходу своего первого сезона в Формуле-1.

В прошлом году впереди "Феррари" Лэнс Стролл оказывался лишь в роли "кругового"

Надо сказать, что канадец довольно быстро обучался гоночному ремеслу. И если поначалу он в схватках на трассе выглядел скореее как мальчик для битья, то к середине сезона он уже вполне "вкатился" и даже сумел приехать на подиум на Гран-при Азербайджана. Понятно, что без элементов удачи там не обошлось, но статистика - дело суровое. С 40 очками Стролл занял 12-е место в своем стартовом сезоне, а главное, вписал свое имя в список обладателей кубков Формулы-1. Множество пилотов, не один сезон гонявшихся в Больших Призах, так и не пробовали официально вкуса шампанского на подиуме за всю свою карьеру. А здесь, откровенный рента-драйвер, сумел не только пройти обкатку, но и опередить 8-х более опытных пилотов в общем зачете и отметиться присутствием на подиуме. Если так пойдет и дальше, то приставку "рента" в разговорах о нем вскорости позабудут. А уж если и будут ее вспоминать, то только лишь в историческом плане, описывая его путь попадания в Формулу-1, просто как один из возможных.

В нынешнем сезоне вместо бразильского вице-чемпиона в напарниках у канадца будет дебютант сезона Серей Сироткин. И это для Стролла как лакмусовая бумажка. Если в дуэли с Масса Лэнсу достаточно было хотя бы иногда опережать ветерана, то теперь на поражение от россиянина канадский пилот просто не имеет права. И поэтому любой успех Сироткина будет восприниматься Лэнсом как собственное поражение. Насколько этот стресс будет им преодолим, покажет время.

Сергей Сироткин вместе со своим отцом.

История с имевшимся у россиянина в 2014-м году контрактом пилота команды "Заубер", вокруг которого было много разговоров в связи с большими российскими деньгами, фигурировавшими в СМИ, ничем хорошим для Сироткина не закончился. Сергею так и не нашлось места в болиде швейцарской "конюшни". И, по правде сказать, это в конечном итоге сыграло свою положительную роль. Окажись тогда Сергей за рулем боевого болида "Заубер", и его формульная карьера была бы уничтожена сразу, настолько слабыми были в тот сезон машины швейцарцев и неэффективным руководство Мониши Кальтенборн.

Если говорить откровенно, то для обоих гонщиков "Уильямс" хорошо, что их напарники не самые быстрые. Одно дело, когда в квалификациях опытный ветеран Масса просто "разложил на лопатки" своего юного, пусть даже и богатого, подопечного. Другое дело - если это сделает российский дебютант. На самом же деле, у канадского пилота есть определенная фора: он откатал целый сезон, "детские болячки" подлечил, и даже сумел подняться на первый в своей формульной карьере подиум. А вот Сергей Сироткин целый год провел в тест-пилотах "Рено", то есть даже без "налета часов" за рулем болида в других сериях.

Очередной подбедный подиум Сергея Сироткина в составе команды "Рапакс" чемпионат GP2, Венгрия 2015

Но у россиянина есть другое преимущество. По скорости он не уступает своему чуть более опытному напарнику, но вот по своему инженерному образованию и умению обеспечивать обратную связь со своими инженерами при выборе настроек он далеко впереди Стролла. Это влияет и на отдачу Сергея за рулем. У него есть возможность быстрее почувствовать тот максимум, к которому надо стремиться не переходя Рубикон. А значит и результатов от него ждут сразу же, а не после полугода обкатки.

Брендон против Пьера

Появление новозеландца в паддоке Формулы-1 в составе "Торо Россо" спустя 8 лет после того, как ему "указали на дверь" именно в этой итальянской "конюшне", было прямо сказать неожиданным. Чемпионат WEC, где довольно успешно выступал Хартли, завоевав с командой "Порш" 2 титула, слишком уж не вяжется с общим представлением о дисциплине, где проходят подготовку пилоты для Больших Призов. Скорее наоборот, из Формулы-1 гонщики уходят в гонки на выносливость, но уж никак ни обратно. И тем не менее, данный конкретный случай все же произошел. И в немалой степени сыграл свою роль тот факт, что Хартли сам позвонил Доктору Марко и предложил свои услуги, зная, что на следующий год в связи с уходом Порш из WEC он фактически остается без работы.

Сложно было бы сравнивать Гасли и Хартли на разных болидах, но здесь как раз удобный случай: юный новичок с опытом гонок в младших сериях дисциплин с открытыми колесами, и вполне состоявшийся пилот, 8 лет не садившийся за руль подобных машин. И сейчас они в одной команде, на практически одинаковых болидах.

В этом сезоне на болиде Даниила Квята с №26 будет гоняться Пьер Гасли с №10

Если судить чисто по результатам, которые оба дебютанта "Торо Россо" показали в конце прошлого сезона, то Гасли смотрится чуть побыстрее. Хотя на самом деле в гонках Брендон наверняка будет смотреться понадежнее и поувереннее, особенно после прошедших зимних тестов и после многих часов наката на данной технике в виде симуляторов. Благо с этим сейчас в Формуле-1 недостатка команды не испытывают.

Но может оказаться и так, что судьба Хартли, несмотря на его большой и успешный опыт в гонках на выносливость, может оказаться повторением судьбы Себастьяна Бурдэ. В свое время француз примкнул в Европе к "Торо Россо" будучи обладателем 4-х чемпионских титулов гонок "Сhamp Car" в США. Но в Формуле-1 он, прямо скажем, себя не нашел. Будучи "разгромленным" сначала юной звездой Себастьяном Феттелем, а затем еще и уступив дебютанту Себастьяну Буэми, Бурдэ был вынужден по просьбе команды покинуть чемпионат, поставив крест на некогда вожделенной им мечте Формулы-1.

А вот на этот болид Карлоса Сайнса наклеят № 28 и гоняться в нем будет Брендон Хартли

Так что насколько эта пара дуэлянтов быстро найдет свое воссоединение с новым болидом, учитывая и кардинальные изменения в конструкции машин, и новый двигатель "Хонда", настолько и будет зависеть результат этой дуэли. В любом случае хотелось бы ждать приятных сюрпризов от машин "Торо Россо" с японскими движками. Их успех может круто повернуть сюжет будущего сезона, ведь итальянская скудерия сегодня не просто маленькая частная команда. Это настоящий испытательный полигон для построения стратегии будущего чемпионства команды "Ред Булл".

Фото: из личного архива автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter